|
|
|
|
Русские идут!
В западном кино Россия по понятным историческим причинам всегда изображалась не с самых лучших позиций. Но сейчас, когда политические противоречия, во всяком случае, такие непримиримые, как в период «холодной войны» остались в прошлом, негативный образ русских продолжает оставаться одним из самых распространенных в зарубежном кинематографе. Из «империи зла» нас переквалифицировали в гнездо мировой преступности.
Персонажи русской мафии столь же частое явление в американском кино, как например пришельцы, желающие захватить планету. Причем существует большая градация русской преступности. В криминальных боевиках и политических блокбастерах можно встретить русских бандитов, которые промышляют чем угодно – от продажи проституток, до торговли ядерными боеголовками.
Так, в картине «Миротворец» (1997) русский генерал-реваншист, которого играет Александр Балуев, похищает для продажи в «третьи страны» несколько ядерных боеголовок. И от ядерной катастрофы мир в последнюю секунду спасают Джордж Клуни и Николь Кидман. Причем, если для 97-го года представление о России, как о стране в которой после развала Советского Союза воцарился хаос и где ядерное оружие можно купить, как говорится в «Сломанной стреле» Джона Ву «за два БМВ», то для последних лет такие взгляды должны бы казаться уже беспочвенными. Однако даже в 2007 году вышел фильм «Пророк», в котором русская мафия угрожала с помощью ядерного заряда смести с лица Земли западное побережье Америки. От русских злодеев страну спас Николас Кейдж. Очень похожий сюжет разворачивается в одном из фильмов «бондиады» и фильме «Ронин» (1998) с Робертом Де Ниро и Жаном Рено в главных ролях, только вместо бомбы камнем преткновения служит некое секретное оружие.
Если раньше для Голливуда одним из главных жупелов был КГБ, то теперь на его место пришли русские бандиты. В 1998 году кстати вышла картина с молодыми тогда еще Мэттом Деймоном и Эдвардом Нортоном в роли карточных катал, в которой фигурировал персонаж по кличке Тэдди КГБ, сыгранный Джоном Малковичем. Постоянно небритый мужчина со стеклянным взглядом и отвратительным английским зарабатывает на жизнь, организовывая подпольные игры в покер. Примечательно, что другие действующие персонажи настолько боятся Тэдди КГБ, что говорят о нем вполголоса.
Еще одних представителей вездесущей «русской мафии» в Нью-Йорке можно увидеть в фильме «25-й час» (2002). По вине двух русских рэкетиров главный герой картины отправляется за решетку, а его бар собираются «прибрать к рукам». Годом ранее вышел «Тренировочный день», за который Дензел Вашингтон получил «Оскар». Его герой полицейский Лос-Анджелеса, поддерживает связь с мафиозными кланами и сотрудничает с представителями власти. Он может посадить в тюрьму и вызволить из нее любого. Ему дозволено абсолютно все. Однако, по фильму, он должен срочно раздобыть миллион долларов, чтобы выплатить его «русской мафии» за то, что «по ошибке избил до смерти влиятельного русского бандита». В этих двух картинах русская преступность откровенно демонизируется. Любому мало-мальски осведомленному человеку известно, что русская мафия в Америке не пользуется никаким особенным влиянием и довольствуется ролью зашоренных провинциальных рэкетиров. Если же судить по этим картинам, можно подумать, что русские мафиози невероятно могущественны и контролируют едва ли не властные структуры. И этот одиозный образ исподволь и формируется у американского зрителя.
Отдельно стоит отметить фильм 2006 года «Порок на экспорт», который снял канадский режиссер Дэвид Кроненберг. В нем создатели продемонстрировали такое глубокое погружение в тему, что вызывают невольное уважение. В частности Виго Мортенсен и Венсан Кассель, играющие русских бандитов изъясняются на довольно неплохом русском (Мортенсен вообще за эту работу получил приз «За лучший русский акцент в Голливуде», учрежденный журналом Russia), а субкультура воров в законе показана довольно правдоподобно. Хотя при всей правде этот фильм все равно работает против иностранного имиджа нашей страны.
Одним из последних появлений русских бандитов в западном кино стал ряд эпизодов в новом фильме Гая Ричи «Рок-н-ролльщик», где два огромных русских братка ставят на уши криминальный Лондон. Но этот фильм сработан в жанре комедийного фарса, поэтому все персонажи и действия здесь носят условный и сатирический характер, хотя вместе с тем из песен слов не выкинешь – русские в этом фильме есть, и они не отличаются особенной добропорядочностью.
Все эти примеры, к сожалению, констатируют только то, что в глазах зарубежных кинематографистов наша нация по-прежнему выглядит по большей части как скопище диких, злых, склонных к насилию и правонарушениям людей. Наверное, было бы неплохо говорить таким фильмам спокойное «мы не такие» и не покупать их для нашего проката, вместо того, чтобы ходить на эти картины и весело хихикать под кадры, откровенно нас унижающие.
|
|
|
|
|
|
|