(14.04.1930, Каунас - 13.11.1996, Вильнюс), литовский режиссер и сценарист. Народный артист РСФСР (1980) и Литовской ССР (1981). В 1948-50 годы учился в Каунасском университете. В 1956 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Э.Чиаурели). Дипломная работа - короткометражка «Утопленник» (1957, по новелле П.Цвирки). Уже в этой ленте обнаружилось пристрастие Жалакявичюса к прошлому Литвы, к родной для него литературе, традициям национального мировосприятия, чего он нередко был лишен в своей последующей режиссерской деятельности, но компенсировал благодаря написанию сценариев для других постановщиков - «Чувства» (1968, по роману «Чертов кряж» Э.Лива) А.Грикявичюса и А.Даусы, «Да будет жизнь!» (1970) Грикявичюса, «Чертово семя» (1980, по новеллам П.Цвирки) А.Пуйпы, «Факт» (1981) Грикявичюса, телесериал «Марюс» (1990, по мотивам романа «Сенокос» К.Альменаса) Й.Пакулиса при участии М.Гедриса. Эти фильмы, как и собственные ленты Жалакявичюса «Адам хочет быть человеком» (1959), новелла «Живые герои» в одноименном фильме 1960 года, «Хроника одного дня» (1963) и «Воскресный день в аду» (1988, при участии А.Грикявичюса и А.Квирикашвили), отражают волновавшую этого художника проблему самоидентификации как всего литовского народа, так и его отдельных представителей, особенно в моменты исторических испытаний, когда необходимо сделать единственно правильный выбор.
Одновременно режиссер был по-настоящему увлечен миром далеко за пределами Литвы. Он снимал картины о политических метаморфозах в Латинской Америке («Это сладкое слово - свобода!», 1973, главный приз ex aequo на МКФ в Москве; «Кентавры», 1979). Интересовался мировой литературой, ее подчас беспощадным анализом человеческих страстей, скрытых подоплек поведения людей в сугубо частной жизни или в их общественно-политической ипостаси («Авария», т/ф, 1974, по Ф.Дюрренмату; «Рассказ неизвестного человека», 1981, по А.П.Чехову; «Повесть непогашенной луны», 1990, сценарий по повести Б.А.Пильняка, постановка Е.В.Цымбала; «Зверь, выходящий из моря», 1992, по повести «Наводнение» Е.И.Замятина). Порой чувствуя собственную нереализованность, Жалакявичюс был склонен к самоиронии («Извините, пожалуйста», 1983) или к более драматическому восприятию незадавшейся жизни (сценарий фильма «Исповедь его жены» А.Грикявичюса, 1984, Государственная премия Литовской ССР).
Будучи в 1961-65 и все 80-е годы художественным руководителем Литовской киностудии, он много сделал для становления национальной киношколы. И, безусловно, останется в истории кинематографа как создатель лучшей работы литовского кино - «Никто не хотел умирать» (1966, Государственная премия СССР, 1967). Эту ленту нередко называли образцом «советского вестерна», во всяком случае видели в нее несомненное присутствие элементов приключенческого, остросюжетного жанра. Или же превозносили как одно из лучших произведений с точно расставленными идеологическими акцентами в послевоенной истории Литвы, когда новая власть должна была расправиться с последними попытками «лесных братьев» воспрепятствовать установлению коммунистического режима. Но, пожалуй, было бы плодотворнее сравнение действительно замечательного фильма Жалакявичюса с другой поистине трагической картиной - «Пепел и алмаз» Анджея Вайды. Поскольку под видом тематически и политически правильных работ в них на самом-то деле скрыт явно неоднозначный и, более того, исторически амбивалентный смысл - исходное противоречие личного и социального, индивидуальности и системы приобретает чуть ли не экзистенциальную неразрешимость. И это как раз и позволяет воспринимать внешне напряженное действие как глубокую трагедию из новых времен.
|