Робин Гуда "опустили" до воришки

ПО СЛОВАМ КОЛЛЕГ, Владислав Борисович был очень увлечён этой работой. Высказывалось даже предположение, что устроенная им в столичном баре стрельба была следствием слишком глубокого погружения в образ — в образ, напомним, видного советского военного и политического деятеля, участника Гражданской войны, награждённого тремя орденами Красного Знамени, члена Союзного, Украинского и Молдавского правительств, члена Реввоенсовета СССР Григория Ивановича Котовского. Впрочем, страницы его биографии, отмеченные этими важнейшими вехами, никакого отражения в фильме не получили. Биография же дореволюционная (Котовский родился в 1881 году) подверглась автором сценария В. Друговым такому крутому «редактированию», что также имеет мало общего с подлинной. Режиссёр С. Назиров этого, кстати, и не скрывает.

— Наш сериал — о молодом Котовском, — говорит он в одном из интервью, — о состоянии его души в тот период жизни. В повествовании мы не затрагиваем ни революцию, ни Гражданскую войну. Фильм — менее всего биография Котовского. Это повод рассказать притчу о дружбе, любви и обреченности человека.

Увы, притчи, то есть поучительного рассказа со сколько-нибудь глубоким подтекстом, тоже не получилось. На экране — заурядный экшн, то есть пустопорожний боевичок о молодом человеке, неведомо почему сменившем поначалу избранную им прозаическую агрономическую профессию на романтическую судьбу грабителя. Отсутствие сколько-нибудь внятных драматургических мотивировок действий центрального персонажа низводит фильм до набора более или менее эффектных пистолетно-любовных аттракционов. Построить в атмосфере такого сюжета органичный характер невозможно. Талантливому Галкину, запомнившемуся по ролям в таких фильмах, как «Ворошиловский стрелок», «Дальнобойщики», «В августе 44-го», на этот раз попросту нечего было играть. А коли так, приходится наигрывать, что он и делает, исключительно актёрскими средствами примеривая на своего героя всякого рода суперменские маски (а-ля Коркис из «Праздника святого Йоргена»). Да, увлечённо, да, местами ярко, но это не спасает картину от тоскливой, плоской авантюрности.

Можно было бы предположить, что показанные на телеканале «Россия» серии «Котовского» — это лишь не слишком удачный подступ к большому сериалу, где героический образ одного из виднейших защитников и строителей Страны Советов мог бы получить более адекватное отражение. Но нет, изначально ничего подобного не планировалось, лишь после окончания съемок продюсеры, восхищённые работой Галкина, заговорили о продолжении, что теперь, после ухода актёра из жизни, разумеется, невозможно.

Возникает вопрос: зачем создателям телефильма понадобилось наделять персонаж, имеющий так мало общего с реальным Григорием Котовским, его именем? Вопрос интересный.

Для ответа на него следует припомнить, что Григорий Котовский, родившийся в семье заводского механика, происходившего из старинного польского аристократического рода, рос в атмосфере, где были живы бунтарские традиции — дед Григория подвергался преследованиям за связи с участниками польского освободительного движения. По воспоминаниям самого Котовского, в детстве он любил спорт и много читал. Примечательно, что его любимыми литературными героями были Овод из романа Войнич и пушкинский Дубровский.

После окончания сельскохозяйственного училища в 1900 году он работал помощником управляющего и управляющим имением — это есть и в фильме. Вот только уволен был, причём не просто уволен, а связанным увезен в лес и выброшен в овраг на съедение волкам и морозу, вовсе не из-за шашней с женой хозяина, как на экране, а потому, что вступился за унижаемого хозяином батрака. За защиту батраков его неоднократно задерживала полиция. И это не были с его стороны просто эмоциональные жесты. Дело в том, что в годы учёбы в агрономическом училище Григорий познакомился с эсерами и анархистами, посещал их кружки, читал запрещённую литературу, впервые попал в тюрьму ещё семнадцатилетним юношей.

Позднее, будучи насильственно мобилизованным, он дезертировал и организовал отряд, совершавший разбойничьи набеги. Да, жёг имения, уничтожал долговые расписки, грабил помещиков и… раздавал награбленное беднякам, за что и был прозван русским Робин Гудом. Крестьяне симпатизировали отряду Котовского, помогали ему, укрывали от жандармов, снабжали продуктами, одеждой, оружием. Отряд Котовского долгое время оставался неуловимым, о дерзости совершаемых им нападений складывались легенды. Как всё это не похоже на игривые и при этом плохо срежиссированные киношные ограбления, совершаемые в промежутках между очередными волокитствами!

Котовский был арестован 18 января 1906 года. И пошло-поехало: побеги, аресты, приговоры, каторжные этапы… После побега из Нерчинска в 1913 году Григорий Иванович тайно возвращается в Бессарабию. И снова возглавляет боевую группу. Особо дерзким характером отличалось ограбление Бендерского казначейства, поднявшее на ноги всю полицию Бессарабии и Одессы.

25 июня 1916 года одесский военно-окружной суд приговаривает Котовского к смертной казни, позже заменённой на бессрочную каторгу. После отречения Николая II в Одесской тюрьме вспыхивает бунт, устанавливается самоуправление. Когда Временное правительство объявило политиче-скую амнистию, Котовский был условно освобождён (не в октябре 1917-го, заметьте, как с особым значением подчёркнуто в фильме, а в мае, то есть до прихода к власти большевиков, и по амнистии политической, на обычных уголовников, каким представлен нам экранный Котовский, не распространявшейся) и направлен в армию на Румынский фронт, где стал членом полкового комитета 136-го Таганрогского пехотного полка. В ноябре 1917 года избран членом солдатского комитета 6-й армии. В январе 1918-го Котовский возглавляет отряд, прикрывавший отход большевиков из Кишинёва. В январе—марте 1918 года командует кавалерийской группой в Тираспольском отряде. Так начинается его славный боевой путь в Красной Армии. В апреле 1920 года он вступил в РКП(б) и возглавил 17-ю кавалерийскую дивизию. Летом 1925 года нарком Фрунзе назначает Котовского своим заместителем, но вступить в должность Григорий Иванович не успел, пал от руки подосланного (скорее всего, по мнению исследователей, кем-то из ближайшего окружения Троцкого) убийцы.

Легендарному полководцу советскими властями были устроены пышные похороны, сравнимые по масштабности разве что с похоронами В.И. Ленина. Тело Котовского было забальзамировано и помещено в специально сооружённый в Бирзуле (впоследствии — Котовске), откуда начинался боевой путь красного командира, мавзолей. Так же, как и у Мавзолея Ленина, здесь проводились парады и демонстрации, военные присяги и приём в пионеры. К телу Котовского был открыт доступ трудящимся.

Ни о чём таком создатели фильма под обязывающим названием «Котовский» не рассказывают и не собирались этого делать. У них другая, подленькая задача: показать, что руководство молодой Советской республики, в частности, Красной Армии, формировалось якобы из банальных уголовников. Конъюнктурность фильма, ровненько укладывающегося в череду прочих, столь же клеветнических, сколь и бездарных антисоветских телеподелок, очевидна.

Комментируя кампанию ниспровергательства всего советского, которая затронула и Котовского, его сын — учёный-индолог Григорий Григорьевич Котовский в одном из недавних интервью сказал:

— Выпады против отца, конечно, связаны с тем, что Котовский являлся одной из самых популярных фигур в советской истории, а генеральной задачей новой идеологии является полная дискредитация советского общества.

Что же до грабежей, то, по мнению Григория Григорьевича, это была самая настоящая «экспроприация экспроприаторов». Когда в 1940 году, после воссоединения Бессарабии с Россией, органы НКВД устроили для семьи Котовского поездку в местечко Ганчешты, где он родился и провел детство, к сыну Григория Ивановича подходили старики, живые очевидцы происходившего здесь в 1915—1916 годах, которые целовали ему руки со словами: «Мне ваш отец лошадь дал, забрал у богатых, а мне корову...» и т.д. По словам Григория Григорьевича, если бы Котовский был в плену уголовных наклонностей, в чём пытаются убедить нас создатели телефильма, то он и после революции продолжал бы промышлять грабежами, все условия для этого были. Но Котовский был бессребреником, человеком, у которого, как и у Ленина и Сталина, вообще не было личной собственности.

Однако нынешним «чадам рынка» с их искалеченной шкалой нравственных ценностей, во всём ищущим понятные им коры-стные и низменные мотивы, психология таких людей недоступна. Печально, что финальный выплеск творческой энергии Владислава Галкина был использован для создания очередной вредной телефальшивки. Впрочем, сам актёр если и повинен в этом, то в последнюю очередь.