В круглом столе принимали участие режиссер Павел Лунгин, кинокритик Андрей Плахов, программный директор фестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева, президент арт-хаус-линии «Кино без границ» Сэм Клебанов, генеральный директор студии «Слон» Сабина Еремеева, режиссер Александр Роднянский и программный директор кинокомпании «Парадиз» Армен Бадалян.
Все участники сошлись во мнении, что ситуация с русским арт-хаусом на данный момент складывается просто катастрофическая. Его невыгодно прокатывать – кинотеатры даже не заикаются о прибыли. Как правило, талантливые и признанные на международных фестивалях картины наших режиссеров, даже не могут окупить изначальных затрат на свою дистрибуцию. Как признавался, прокатчик и президент арт-хаус линии «Кино без границ» Сэм Клебанов, по чисто практическим соображениям, выбирая между малоизвестным корейским фильмом и его отечественным аналогом, отдаст предпочтение иностранному фильму.
Ситуация на современном кинорынке такова, что кино – это бренд. А лучшие бренды всегда приходят с Запада. Публика не глупа, и своим выбором она показывает, что плохо, а что совсем плохо. Но также нельзя откреститься и от того факта, что в 140-миллионной России любителей посмотреть на большом экране артхаусное кино, вне зависимости от его национальности, зачастую меньше, чем в 5-миллионной Норвегии, не говоря уже о 40-миллионной Польше.
В России нет, сложившейся американской традиции постоянно ходить в кино. И даже учитывая тот факт, что цены на билеты у нас на порядок ниже, чем за границей, разница в уровне жизни такова, что немногие молодые люди могут себе позволить пригласить свою барышню в кино. Да что там студенты, весьма не бедный человек Павел Лунгин был шокирован как ценами московских кинотеатров, так тотально пустыми залами. В большинстве случаев среднестатистический зритель предпочтет сэкономить и посмотреть фильм, не рассчитанный на показ в 3D, в какой-нибудь социальной сети типа vkontakte или же скачать с торрента.
Большинство участников круглого стола сошлись во мнениях относительно того, как исправлять сложившуюся ситуацию. Во-первых, они считают необходимым снижение цен на билеты в кинотеатрах, поскольку это все-таки очень выгодно. К примеру, московский КТ «Художественный» - один из самых посещаемых в столице. И это притом, что репертуар там состоит отнюдь не из попкорновых боевиков. Просто при ценовой политике «Художки» это - единственное место, куда без особых ущербов для стипендии могут ходить студенты – огромная часть артхаусной целевой аудитории.
Также свою идею разрешения сложившегося кризиса предложил Павел Лунгин. Режиссер считает, что отечественные картины слишком сильно выпадают из европейского кино, с которым по идее следовало бы стремиться к слиянию, дабы улавливать некую единую систему ценностей. И самое главное – необходимо развивать чувство юмора у сценаристов. Именно на качественном юморе и выезжает арт-хаус во всем мире, и чем иди пресловутым русским «своим путем в кинематографе», нашим соотечественникам давно пора освоить такой жанр, как драмеди. Но для начала можно просто научиться улыбаться и учится вызывать аналогичную реакцию в зрительном зале.
Софья Аверченко
|