Разумеется, как и на многих кинофестивалях и во время вручения различных кинематографических наград, при раздаче «Оскаров» тоже бывают некие случайности, будто бы лишённые логики. Однако если посмотреть на уже 76-летнюю историю премий Американской киноакадемии, то можно обнаружить более явно выраженные и, наоборот, подспудные тенденции, которые всё равно дают о себе знать по каким-то намёкам и незначительным деталям.
Прежде всего, оскаровская система ценностей так или иначе связана с представлениями о том, что хорошо и ценно в Голливуде. И хотя бывают отдельные исключения, когда способны возобладать чисто художественные или же политические соображения, но в основном-то выбор лучшего фильма определяется в связи с его коммерческим успехом. За все годы существования «Оскара» действительно наберётся лишь несколько случаев, что не такая уж кассовая лента (допустим, «Энни Холл» Вуди Аллена) объявляется главным достижением. Конечно, оскаровский комитет и академики вольно или невольно стараются соблюсти баланс между искусством и кассой. Но кто, например, вспомнит теперь лауреатов 1952 и 1956 года, когда первенствовали «Величайшее представление на Земле» Сесила Блаунта Де Милля и «В 80 дней вокруг света» Майкла Андерсона (а ведь тогда были проигнорированы соответственно «В самый полдень», классический вестерн Фреда Циннемана, и «Гигант», эпическое повествование Джорджа Стивенса о Техасе).
Кстати, именно с той поры «Оскар» за фильм года не доставался приключенческо-развлекательным и фантазийным лентам - ни «Звёздным войнам» Джорджа Лукаса, ни «Искателям потерянного ковчега» и «Е.Т., Инопланетянину» Стивена Спилберга, хотя они и номинировались. Согласитесь, что это этапные произведения современного кинематографа, чей художественный уровень и новаторская значимость куда выше, нежели почти обречённый ныне на завоевание главной награды «Властелин колец: Возвращение короля». Ещё можно было бы понять Американскую киноакадемию, если бы она придумала какой-нибудь специальный почётный «Оскар», призванный отметить героические усилия новозеландского режиссёра Питера Джексона, который потратил семь лет и $282 млн. (по официальным данным), чтобы экранизировать трилогию «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиена. Все три серии собрали в мировом прокате около $2,8 млрд., то есть общий бюджет был превзойдён почти в 10 раз! И этот показатель выше, чем у «Титаника» Джеймса Кэмерона, являющегося единоличным кассовым лидером мира с результатом $1,8 млрд.
Или же у академиков из США есть шанс поступить хотя бы так, как это сделали их британские коллеги, отдавшие «Властелину колец: Возвращению короля» приз БАФТА за лучшую картину, но за режиссуру они всё-таки поощрили более заслуженного мастера кино - австралийца Питера Уира («Хозяин морей: На краю Земли»), который не является «кинематографическим выскочкой», обладает индивидуальным стилем, умея тонко и с умом следовать славным традициям прошлого. Главная же претензия, которая может быть адресована Питеру Джексону, заключается в том, что он чрезвычайно сумбурен в стилевом отношении и режиссёрски недисциплинирован, беря публику в полон благодаря масштабности постановки и нагромождению спецэффектов, творя как раз «величайшее представление на Земле», подобно весьма эклектичному Де Миллю.
Я лично отнюдь не против Джексона и его эпической фантазии, в которой есть и отличные фрагменты. Меня только изумляет снижение художественных критериев, когда в качестве ведущей тенденции нынешнего кинематографа избирается мощь компьютерных массовок и зрелищных аттракционов, за которыми теряется авторская индивидуальность, тонет в этой сумятице или же представлена претенциозно и иллюстративно основная мысль сего кинопослания человечеству. И не найти среди всего этого экранного супердейства живого и искренне выраженного человеческого чувства, за исключением лишь нескольких отдельных моментов, которых явно недостаточно для более чем девятичасовой эпопеи.
|