Produzioni Europee Associati, Les Productions Artistes Associes (Италия-Франция), 1972 год, 128 минут.
Режиссер Бернардо Бертолуччи
В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Жан-Пьер Лео, Массимо Джиротти.
О ЧЕМ:
Пол, американец сорока пяти лет, своего рода приживала у владелицы маленького отеля в Париже, никак не может понять причин ее самоубийства и того, что она имела любовника, в чем-то похожего на него. Чтобы избавиться от наваждения смерти, он снимает комнату в другом отеле и вступает в сексуальную связь с двадцатилетней француженкой Жанной, недавно помолвленной с молодым кинорежиссером Томом. Изощренные садомазохистские игры в комнате, напоминающей материнскую утробу, постепенно примиряют Пола с судьбой вечного изгоя. Ему удается изгнать призрак умершей жены, и он даже делает Жанне признание в любви, намекая на возможность для них не только интимных контактов. Но героям суждено лишь в последний раз станцевать танго на конкурсе танцев. А потом навсегда расстаться.
ВЛИЯНИЯ И АССОЦИАЦИИ:
Этот шедевр эротического отчуждения американский критик Полин Кэл назвала самым революционным событием кино 70-х годов. Хотя сам Бертолуччи любил цитировать в то время слова Талейрана: «Кто не жил перед революцией, тот не знает сладости жизни». Фильм стал кульминацией увлечений одаренного режиссера фрейдо-марксизмом. Его психологическая схема проста. Жанна, воспитывавшаяся без отца, не видит в своем женихе (актер Жан-Пьер Лео - альтер-эго Франсуа Трюффо) настоящего мужчину, в то время как мужественный и нарцистичный Пол становится для нее символической заменой отца. Неслучайно в одном из последних эпизодов она напяливает военную фуражку погибшего отца на любовника. Поэтому Жанна с такой легкостью принимает от него унижения и позволяет, словно маленькую дочку, купать в ванне. Но это происходит до того момента, пока Пол не разрушит анонимные (в череде свиданий они так и не узнали имена друг друга) отношения. Убивая Пола, Жанна (по Фрейду) наконец-то обретает психологическую зрелость, то есть ту гармонию, которую не получила ни в акте ухода от матери, ни в любви незрелого жениха-режиссера. Недаром в финале она исступленно твердит полиции: «Я не знала его имени, он ко мне приставал, хотел изнасиловать». То есть на сознательном уровне Пол не мог быть партнером Жанны, и все их отношения являются фрейдистской регрессией к утробному бытию, к подсознательным глубинам психики. Поэтому доставание жвачки изо рта за мгновение до смерти Пола - отнюдь не нарцистический жест, а символический. Это фильм не о любви, а об изживании врожденных комплексов, об отчуждении людей в духе «Красной пустыни» Микеланджело Антониони. В образе, созданном Жан-Пьером Лео, режиссер расквитался с влиянием французской «новой волны», с «синема-верите»; пригласив же на роль любовника хозяйки отеля Массимо Джиротти, словно разделался с влиянием «отцов», адептов неореализма.
ДОСТОИНСТВА:
Операторское искусство Витторио Стораро, как всегда, виртуозно. Визуальный эпиграф из картин Фрэнсиса Бэкона сразу настраивает на тревожный лад, на то, что отношения героев будут извращенными. Марлон Брандо после многих годов «спячки» создал многогранный образ вечного изгоя, аналог постаревшего Стенли Ковальского, героя пьесы «Трамвай Желание» Теннеси Уильямса, некогда принесшего ему заслуженную славу и в театре, и в кино. Особенно гениален Брандо в сцене у гроба, когда осыпает проклятиями труп жены-буржуазки (с буржуазией Бертолуччи окончательно расквитается в «Двадцатом веке», то есть через четыре года) и в эпатажной сцене с дохлой крысой (символ уходящего мгновения), когда Пол как бы заставляет Жанну немного постареть и стать равноценной партнершей в сексе. Музыка Гато Барбьери придает всему сюжету характер джазовой импровизации, что отсутствует, как правило, в более поздних картинах Бертолуччи (исключение - «Под покровом небес»).
НЕДОСТАТКИ:
Мария Шнайдер в роли Жанны чувственна, капризна и по-женски непосредственна в своем бесстыдстве - недаром героиня любит кошку и сама на нее похожа. Но в отличие от Марлона Брандо, в игре Шнайдер нет полутонов и дьявольских откровений. Эта неравноценность партнеров предопределила относительный неуспех «Последнего танго в Париже» у среднего зрителя, который больше стремился на фильм благодаря рекламе и цензурным преследованиям, нежели из-за его художественного message.
|