XXIV Московский кинофестиваль: Ателье

Данная программа, как правило, составляется кинокритиком Петром Шепотинником из документальных фильмов о творчестве известных деятелей мирового кино. Хотя в этом году есть исключение - игровая лента испанского постановщика Карлоса Сауры, который предлагает нашему вниманию фантазию на тему биографии своего великого соотечественника Луиса Бунюэля.

“Бунюэль и стол царя Соломона” (Испания-Мексика-ФРГ, реж. Карлос Саура)

“Лукино Висконти” (Италия, реж. Карло Лиццани)

“Микеланджело Антониони - Взгляд, который изменил кино” (Италия, реж. Сандро Лаи)

“Феллини рассказывает - Найденный автопортрет” (Италия, реж. Пакито Дель Боско)

БУНЮЭЛЬ И СТОЛ ЦАРЯ СОЛОМОНА  (BUNUEL Y LA MESA DEL REY SALOMON)

Режиссёр Карлос Саура

Испания-Мексика-ФРГ. 2001.

Знаменитый режиссёр Луис Бунюэль, выходец из испанской провинции Арагон, сочиняет сценарий о трёх мужчинах, занятых поисками легендарного стола царя Соломона, проданного в Испанию ещё во времена оттоманской империи. Попутно Бунюэль представляет, как в 30-е годы он вместе со своими друзьями Федерико Гарсией Лоркой и Сальвадором Дали якобы был одержим тем же самым, разыскивая стол царя Соломона в Толедо.

Луис Бунюэль одним из первых оценил в начале 60-х годов талант более молодого соотечественника и коллеги Карлоса Сауры, а его фильм “Кузина Анхелика” называл в числе самых любимых. Бунюэль снимался как актёр в небольшой роли палача в ленте Сауры “Плач по бандиту”. Ему также посвящена картина “Мятный коктейль со льдом”.

Сценарий Карлос Саура, Агустин Санчес Видаль

Режиссёр Карлос Саура

Оператор Хосе Луис Лопес Линарес

Художник Луис Рамирес

Монтаж Хулия Хуанис

Композитор Роке Баньос

Звукооператор Пьер Лоррэн

Продюсеры Хосе Антонио Ромеро, Ферран Льягонера, Хулио Фернандес

Производство Rioja Films, Castelao Producciones, Filmax, CPI, Altavista, Road Movies Filmproduktion

Актёры Эль Гран Вайоминг, Пер Аркийюэ, Эрнесто Альтерио, Адриа Кольядо, Валерия Марини

Продолжительность 105 минут, Формат 35 мм, Цветной, Звук, 2001

Карлос Саура

Полное имя - Карлос Саура Атарес. Родился 4 января 1932 года в Уэске (провинция Арагон). Брат художника-абстракциониста Антонио Сауры, о котором сделал фильм в 1956 году. С восемнадцати лет был профессиональным фотографом, учился два года в политехническом институте. В 1957 окончил Мадридскую киношколу и затем преподавал в ней в течение шести лет (был уволен по политическим мотивам). Параллельно снимал документальные ленты. Дебютировал в игровом кино в 1960 году. Затем стал ведущим режиссёром Испании, создавая в условиях франкистской цензуры метафорические притчи, награждённые на многих международных кинофестивалях. Начиная с 80-х годов, пробует себя в иных жанрах - от исторических лент до танцевальных фантазий. “Бунюэль и стол царя Соломона”, являясь данью почести великому мастеру кино, представляет собой вольную историко-биографическую фантазию.

1960 (выпуск - 1962) - Парнишки (Los golfos)

1963 - Плач по бандиту (Llanto por un bandido)

1965 - Охота (La caza)

1967 - Мятный коктейль со льдом (Peppermint frappe)

1968 - Стресс - это три, три (Stress es tres, tres)

1969 - Нора (La madriguera)

1970 - Сад наслаждений (El jardin de las delicias)

1972 - Анна и волки (Ana y los lobos)

1973 - Кузина Анхелика (La prima Angelica)

1975 - Выкорми ворона (Cria cuervos)

1976 - Элиса, жизнь моя (Elisa vida mia)

1977 - С закрытыми глазами (Los ojos vendados)

1979 - Маме исполняется сто лет (Mama cumple cien anos)

1980 - Быстрей, быстрей (Deprisa, deprisa)

1981 - Кровавая свадьба (Bodas de sangre)

1981 - Сладостные часы (Dulces horas)

1982 - Антоньета (Antonieta)

1983 - Кармен (Carmen)

1984 - Ходули (Los zancos)

1986 - Колдовская любовь (El amor brujo)

1988 - Эльдорадо (El Dorado)

1989 - Ночь темна (La noche oscura)

1990 - Ах, Кармела! (Ay Carmela!)

1992 - Севильянас (Sevillanas)

1992 - Юг (El Sur)

1993 - Стреляй! (Dispara!)

1995 - Фламенко (Flamenco)

1996 - Такси (Taxi)

1997 - Птенчик (Pajarico)

1998 - Се свет! (Esa luz!)

1999 - Гойя в Бордо (Goya en Burdeos)

2001 - Бунюэль и стол царя Соломона (Bunuel y la mesa del rey Salomon)

2002 - Саломея (Salome)

ЛУКИНО ВИСКОНТИ (LUCHINO VISCONTI)

Режиссёр Карло Лиццани (Лидзани)

Италия. 1999.

Документальный фильм о творчестве итальянского режиссёра Лукино Висконти.

Сценарий Луиджи Филиппо д’Амико, Карло Лиццани

Главный консультант Катерина д’Амико де Карвалью

Режиссёр Карло Лиццани

Оператор Бруно Ди Вирджилио

Монтаж Данило Пертикара

Музыкальный консультант Франко Маннино

Звукооператор Бруно Пуппаро

Продюсеры Лаура Петтини, Сильвия Петтини

Производство Felix Film, RAI Fiction, NDR/ARTE

Продолжительность 61 минута, Формат Betacam SP, Цветной, Звук Stereo

Карло Лиццани

Прежняя русская транскрипция его фамилии (Лидзани) неверна. Родился 3 апреля 1917 года (по другим данным - в 1922 году). Учился в Экспериментальном киноцентре в Риме. В 1940-43 годы - кинокритик в журналах “Чинема” и “Бьянко э неро”. С 1946 - сценарист (“Солнце ещё всходит” Альдо Вергано, “Германия, год нулевой” Роберто Росселлини, “Трагическая охота”, “Горький рис” и “Нет мира под оливами” Джузеппе Де Сантиса). В 1948-50 годы снял пять документальных короткометражек. В 1951 дебютировал как режиссёр в игровом полнометражном кино (всего свыше 40 фильмов). Принимал участие в создании коллективных лент “Тольятти вернётся” (1964), “12 декабря. Документ о Джузеппе Пинелли” (1970), “Прощай, Энрико Берлингуэр” (1984), “Другой мир возможен” (2001). Лауреат призов на МКФ в Карловых Варах, Канне, Монреале. Участвовал в конкурсе Московского кинофестиваля в 1977 году с лентой “Площадь Сан-Бабилла, 20 часов: бессмысленное убийство” и удостоился премии Союза кинематографистов СССР. Выступает как историк кино, издав книги “Итальянское кино” (1952), “История итальянского кино 1895-1961” (1961), “История итальянского кино 1895-1979” (1979). В 1979-82 годы был директором Венецианского кинофестиваля.

1951 - Опасно, бандиты! (Achtung! Banditi!)

1952 - На окраине большого города (Ai margini della metropoli)

1953 - новелла “Любовь, за которую платят” (L’amore che si paga) в фильме “Любовь в городе” (L’amore in citta)

1954 - Повесть о бедных влюблённых (Cronache di poveri amanti)

1955 - Развинченный (Lo svitato)

1957 - Великая китайская стена (La muraglia cinese) полнометражный документальный фильм

1959 - Эстерина (Esterina)

1960 - Горбун (Il gobbo)

1961 - Золото Рима (L’oro di Roma)

1961 - Конный карабинер (Il carabiniere a cavallo)

1962 - Веронский процесс (Il processo di Verona)

1964 - Горькая жизнь (La vita agra)

1964 - новелла “Патруль” (La ronda) в фильме “Опасные любовные истории” (Amori pericolosi)

1965 - Челестина П.Р. (La Celestina P.R.)

1965 - новелла “Автострада под солнцем” (L’autostrada del sole) в фильме “Нервная дрожь” (Thrilling)

1965 - итальянская новелла в международном фильме “Тайная война” / “Тайные агенты” (La guerra segreta / The Secret Agents)

1966 - Проснись и убей (Svegliati e uccidi)

1966 - Река долларов (River of Dollars) режиссёр под псевдонимом Ли У. Бивер

1967 - Да почиет! (Requiescant)

1967 (выпуск - 1969) - новелла “Равнодушие” (L’indifferenza) в фильме “Любовь и ярость” (Amore e rabbia)

1968 - Бандиты в Милане (Banditi a Milano)

1968 - Любовница Граминьи (L’amante di Gramigna)

1969 - Барбаджа (Barbagia)

1971 - Примерный Рим (Roma bene)

1972 - Чёрный Турин (Torino nera)

1972 - Лики Азии, которая меняется (Faccie dell'Asia che cambia) документальный ТВ фильм

1973 - Безумный Джо (Crazy Joe) США

1974 - Муссолини, последний акт (Mussolini, ultimo atto)

1975 - Истории жизни и преступлений (Storie di vita e malavita)

1976 - Площадь Сан-Бабила, 20 часов: бессмысленное убийство (San Babila ore 20: un delitto inutile)

1977 - Африка чёрная, Африка красная (Africa nera, Africa rossa) документальный ТВ фильм

1977 - Отель Кляйнхофф (Kleinhoff Hotel)

1979 - Фонтамара (Fontamara)

1982 - Венеция, европейская культурная столица (Venezia, capitale culturale europea) документальный ТВ фильм из цикла “Культурные столицы Европы”

1982 - Дом с жёлтым ковром (La casa del tappeto giallo)

1983 - Зима больного (Inverno di malato) среднеметражный ТВ фильм

1983 - Портрет президента (Ritratto di un presidente) документальный фильм

1984 - Группа Ноль (Nucleo zero) ТВ фильм

1985 - Мама Эбе (Mamma Ebe)

1985 - Жил-был король и его народ (C'era una volta un re e il suo popolo) минисериал

1986 - Остров (Un isola) ТВ фильм

1987 - Страхование от смерти (Assicurazione sulla morte) ТВ фильм

1987 - Карла. Четыре истории женщины (Carla. Quattre storie di donne) ТВ фильм совместно с Дино Ризи

1988 - Дорогой Горбачёв! (Caro Gorbaciov)

1989 - Капитолий (Capitolium) ТВ фильм совместно с Франческо Лиццани

1989 - Недостающая формула (La formula mancata) минисериал

1991 - Плохая (Cattiva)

1993 - Дело Дозье (Il caso Dozier) ТВ фильм

1996 - Целлулоид (Celluloide)

1998 - новелла “Кальяри” (Cagliari) в документальном фильме “12 режиссёров о 12-ти городах” (12 registi per 12 citta)

1998 - Женщина с поезда (La donna del treno) минисериал

1999 - Лукино Висконти (Luchino Visconti) документальный ТВ фильм

2001 - Мария Жозе, последняя королева (Maria Jose, l'ultima regina) минисериал

МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ - ВЗГЛЯД, КОТОРЫЙ ИЗМЕНИЛ КИНО (MICHELANGELO ANTONIONI - LO SGUARDO CHE HA CAMBIATO IL CINEMA)

Режиссёр Сандро Лаи

Италия. 2001.

Документальный фильм о творчестве итальянского режиссёра Микеланджело Антониони, основанный на эксклюзивных материалах из киноколлекции телеканала РАИ.

Сценарий Сандро Лаи при участии Валентины Аркуччи

Консультант Карло Ди Карло

Режиссёр Сандро Лаи

Монтаж Джузеппе Бальдери

Композиторы Франческо Де Лука, Алессандро Форти

Производство RAI, RAI Teche, RAI Trade

В интервью участвуют Тонино Гуэрра, Моника Витти, Эрика Антониони

Продолжительность 55 минут, Формат Beta SP, Чёрно-белый и цветной, Звук Mono, 2001

Сандро Лаи

Родился в 1938 году. Изучал демографическую статистику, был журналистом, ассистентом режиссёра в “Чентро Театрале Итальяно” на спектаклях Джулио Пакувио, Марио Ферреро, Орацио Косты. С 1967 года работает на телеканале РАИ - создал ряд документальных и культурно-образовательных программ. С 1997 является планирующим редактором цикла “История - это мы”. В 2000 году написал вместе с Франческо Мазелли сценарий двадцатисерийного телефильма “Луч, называемый кино”. Был исполнительным продюсером документальной ленты “Феллини рассказывает - Найденный автопортрет”.

2001 - Микеланджело Антониони - Взгляд, который изменил кино (Michelangelo Antonioni - Lo sguardo che ha cambiato il cinema)

ФЕЛЛИНИ РАССКАЗЫВАЕТ - НАЙДЕННЫЙ АВТОПОРТРЕТ  (FELLINI RACCONTA - UN AUTORITRATTO RITROVATO)

Режиссёр Пакито Дель Боско

Италия. 2000.

Документальный фильм о творчестве итальянского режиссёра Федерико Феллини, основанный на эксклюзивных материалах из киноколлекции телеканала РАИ.

Сценарий Пакито Дель Боско при участии Валентины Аркуччи

Режиссёр Пакито Дель Боско

Монтаж Массимо Браччи

Композитор Нино Рота

Производство RAI, RAI Teche, RAI Trade

В интервью участвуют Жорж Сименон, Ингмар Бергман, Фрэнк Перри.

Продолжительность 68 минут, Формат Beta SP, Чёрно-белый и цветной, Звук Digital, 2000

Пакито Дель Боско

Родился в 1942 году в Тиране. В течение многих лет занимается архивными поисками различных материалов - песен начала ХХ века, дневников, радиозаписей, киноплёнок (создал на телеканале РАИ программы “Какими мы были”, “Алфавит шестидесятых годов”, для института Люче - “Военное время”, “Год за годом”, “Первые десять лет мира”). В настоящее время является советником в “РАИ Теке”.

2000 - Феллини рассказывает - Найденный автопортрет (Fellini racconta - Un autoritratto ritrovato)