Франция-Канада, 2001 год / Е.А., 2003 год, 100 минут.
Режиссёр Клод Миллер
В ролях: Сандрин Киберлен, Николь Гарсия, Матильда Сенье, Люк Мервиль, Эдуар Баэр, Стефан Фрайс.
Этот фильм поставлен по роману английской писательницы Рут Рэнделл, которую провозгласили королевой детектива ещё в 80-е годы. По её произведениям сняты такие изощрённые ленты, как «Трепещущая плоть» / «Живая плоть» Педро Альмодовара и «Церемония» Клода Шаброля. Не стал исключением и опыт обращения Клода Миллера к роману «Древо рук» (1985), где каждый персонаж действует абсолютно естественно, но с точки зрения собственной логики. При этом картина снята легко и совсем не похожа на мрачные натуралистические триллеры, которые еженедельно выбрасывает Голливуд на наш рынок.
Молодая писательница Бетти добилась успеха на литературном поприще, но её семейная жизнь не заладилась. А тут ещё в просторный особняк нагрянула из Испании мамаша Марго (Николь Гарсия), натура эгоистичная и неуправляемая. И в результате её недосмотра четырёхлетний малыш вывалился из окна. Бетти в шоке, но невротичка Марго находит неожиданный выход. Она крадёт на улице ребёнка, подозрительно схожего с умершим, и убеждает дочь не отдавать «находку» настоящим родителям, хотя уже объявлен национальный розыск. А легкомысленная мать-одиночка Кароль настолько занята романами с мужчинами, что не тяготится потерей сына.
Матильда Сенье прекрасно передаёт интимные черты характера вульгарной Кароль, но ей далеко до филигранной работы Сандрин Киберлен в роли Бетти, малохольной писательницы с неясными чертами лица и характером законченной интровертки. Марго же в исполнении Николь Гарсия одновременно и буднична, и чудовищна. За её внешней простотой кроются такие бездны аморальности, которые и не снились более роковой женщине, сыгранной этой же актрисой в «Грозе над домом» / «Опасности в доме». Режиссёрски фильм снят безупречно. В финале все пути героев пересекутся, а божественное провидение распорядится их причудливыми судьбами, воздав каждому персонажу по заслугам. Эта фаталистическая лента шестидесятилетнего режиссёра живо напоминает о лучших работах Франсуа Трюффо: от гениального «Жюля и Джима» (1961) до проникновенной «Соседки» (1981). Единственным абсолютно несимпатичным персонажем оказывается бывший муж Бетти, самонадеянно вознамерившийся вернуть её в лоно семьи путём шантажа. Но погружая трагедию в каждодневный абсурд, постановщик добивается неожиданного эффекта, соблюдая точный баланс эмоциональной вовлечённости и чёрного юмора.
|