Обзор видео 16 ноября
«ЗЕЛЕНАЯ МИЛЯ» (THE GREEN MILE)
Castle Rock Entertaimnet, Darkwoods Productions, Warner Brothers (США) / West Video, 1999 год, 181 минута.
Режиссер Фрэнк Дэрабонт
В ролях: Том Хэнкс, Майкл Кларк Данкан, Дэвид Морс, Бонни Хант, Джеймс Кромвелл, Майкл Джетер, Гэри Синиз, Харри Дин Стэнтон, Бэрри Пеппер, Грэм Грин.
Еще до начала демонстрации «Зеленой мили» на российском экране о картине много говорили, а киноманы ожидали ее с нетерпением. И не только потому, что это - дотошная экранизация новейшего бестселлера Стивена Кинга, автора чрезвычайно популярного во всем мире, а тем более в России, где сама действительность не менее фантастична, чем безумный мир автора, уже занесенного в книгу Гиннеса. Причем, сам Кинг в недавнем интервью назвал эту экранизацию лучшей среди полусотни других, созданных за четверть века в США. «Зеленая миля» была главным конкурентом «Красоты по-американски» в борьбе за основной «Оскар», но проиграла, хотя и собрала в американском прокате $137 млн. против $130 млн. у победителя (а коммерческий фактор немаловажен для получения «Оскара» за лучший фильм). Отметим, что первый фильм Фрэнка Дэрабонта «Побег из Шоушенка»/«Спасение из тюрьмы Шошенк» имел в 1995 году семь номинаций на «Оскар» и тоже был снят по произведению Стивена Кинга.
Дэрабонт написал сценарий «Зеленой мили» за 8 месяцев и снимал фильм в старой тюрьме южного штата Теннеси, хотя события тюремной драмы происходят в Луизиане. Действие картины он перенес из 1932 года в 1935 год, чтобы эффектно задействовать кадры (из любимого героем Тома Хэнкса) музыкального фильма «Цилиндр» с Фредом Астером и Джинджер Роджерс. Сам режиссер, родившийся в лагере для перемещенных лиц после будапештского восстания 1956 года, прошел трудный путь в кино длиной в 15 лет, и его, как и Пола Андерсона («Магнолия»), триумфатора Берлина-2000, интересуют возможности воздействия трехчасового фильма на сознание зрителей. Неслучайно, что Фрэнк Дэрабонт - поклонник «Титаника» и «Лоренса Аравийского». Его привлекает то, о чем сейчас в кино практически не говорят: сильные несгибаемые характеры, тяжелые испытания человеческой натуры и притчеобразные эллиптические сюжеты. Дэрабонт - враг нигилизма, жаждущий, чтобы люди, которые посмотрят его длинные, но вовсе не скучные фильмы, обрели веру в свои возможности. Некоторые критики сравнивают стиль этого режиссера с подходом Фрэнка Капры, которого тоже интересовали сильные, благородные стороны человеческой личности. Для Фрэнка Дэрабонта важно показать высоты человеческого духа, а не бездны падения.
Сюжет картины прост, но перенасыщен интересными человеческими типажами. Пол из дома для престарелых рассказывает историю, которая с ним приключилась 60 лет назад, когда он возглавлял группу охранников в особом блоке смертников в тюрьме «Холодная гора». «Зеленой милей» там называли последний путь, который суждено пройти приговоренному к казни на электрическом стуле. Обычно этот коридор был выстлан зеленым линолеумом. Но привычный распорядок казней несколько нарушился, когда в блоке появился чернокожий гигант Джон Коффи (Майкл Кларк Данкан, номинант «Оскара» за эту роль), несправедливо осужденный за убийство двух белых девочек. Джон оказался добродушным необразованным человеком, который боялся спать в темноте, но при этом обладал сверхъестественными способностями хилера и экстрасенса. Когда он чудесным образом вылечил Пола (Том Хэнкс) от хронического заболевания мочевого пузыря, в миссию целителя поверили многие в тюрьме, но не тщедушный охранник с садистскими наклонностями, вымещавший свою патологическую трусость и сексуальную неполноценность на заключенных. В самой драматической сцене фильма именно из-за его оплошности был буквально поджарен очередной смертник, коротавший свои последние дни дрессировкой мышонка по кличке Мистер Джингл (кстати, эпизоды с этим мышонком занимают немалое место в ленте и несколько скрашивают ее мрачную атмосферу своим двусмысленным, но сочным юмором). Излеченный Пол пытается помочь Коффи избежать электрического стула, но общественное мнение убеждено в виновности подозрительного ниггера. Даже когда Коффи спасает жену начальника тюрьмы от опухоли мозга, ничего не меняется. Эта сцена, наиболее надуманная и претенциозная, грешит дешевой сенсационностью второсортных триллеров, но она нужна сценаристу, чтобы показать, какой ценой Коффи вбирает миазмы мирового зла. Но сам он фатально относится к близкой смерти и в какой-то мере передает свой дар хилера обаятельному и восприимчивому Полу.
Все актеры играют блестяще, каждый сценарный ход в туго закрученном сюжете продуман, но визуально фильм не слишком впечатляет. Поэтому когда проходит некоторое время после просмотра, кадры и образы блекнут в памяти. Но это вообще присуще даже лучшим образцам голливудского кино, которое всегда было слишком театральным и искусственным. Однако в целом «Зеленая миля» - лучший тюремный фильм десятилетия, заставляющий каждого задуматься о бренности человеческой жизни. Хотя реалистическая форма подачи притчеобразного материала несколько снижает воздействие картины на подготовленного европейского зрителя, привыкшего получать эстетическое наслаждение от новых форм, а не от тематических прорывов в жанровом кино.
|