Как ни относись к персоне Ренаты Литвиновой - сценаристки, актрисы, телеведущей, а теперь ещё продюсера и режиссёра - нельзя не признать, что она является не просто «человеком-стилем» (как провозгласили критики целых десять лет назад), но и «миром в себе».
Можно сказать - даже особой Вселенной, которая существует в отдельности и суверенности, почти не соприкасаясь с другими галактиками, или пролетая только по касательной. И вопреки распространенному мнению, что Литвинова себя сделала, «слепила из того, что было», пожалуй, она с детства была не то чтобы «не от мира сего», странная, загадочная и «энигматичная», а словно засланная откуда-то в нашу земную действительность, прибывшая из параллельной реальности.
Сама Рената рассказывает: «Сочинять начала рано. Я вечно была на продлёнках каких-то, и я была такой Шахерезадой - всё время истории рассказывала... и на переменках тоже». Но про школьное детство не любит вспоминать. «От него у меня воспоминания некоей беспросветности, детского одиночества. Я всегда торопилась домой. Подальше от всех этих учительниц и учеников». Дома она читала, что попадало под руку. Но больше всего любила Гоголя. А ещё у её мамы-врача Алисы Михайловны имелась Большая медицинская энциклопедия. «Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например, «Шизофренический бред»... Вот всё это я обожала изучать».
В десятом классе Рената Литвинова решила поступать на сценарный факультет ВГИКа и принесла туда свои рассказы. Сейчас она сама называет их «очень странными». На экзаменах присутствовал знаменитый сценарист Евгений Габрилович. Рената ему очень понравилась. И она поступила - с первого раза. «Я даже не удивилась этому». Один из руководителей курса, сценарист Исай Кузнецов, так описал юную Литвинову: «Рената была красавица. Меня сразу поразила её жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для неё это естественный способ держаться».
Дипломный сценарий Литвиновой назывался «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Рецензент оценил его весьма негативно. Даже пришлось переписывать. На защите кто-то из мэтров спросил Ренату: «А вы вообще умеете говорить по-русски?». Стажировку она проходила на «Мосфильме», в объединении «Круг» Сергея Соловьёва.
«Я наткнулся на её сценарий «Нелюбовь». Он меня совершенно поразил. И первое, что я запустил в нашем объединении, - Рустама Хамдамова с «Анной Карамазофф» и Валерия Рубинчика с «Нелюбовью».
Так и началось кино Ренаты Литвиновой.
В материале использованы факты с персонального сайта Ренаты Литвиновой
|