Теперь уже всем поневоле известная швейцарская фирма «Нога» каким-то образом упустила из виду, что у нее под боком высадился настоящий «русский десант» - на Локарнском кинофестивале (он начался 2 августа, а завершится двенадцатого числа) заявлена беспрецедентная ретроспектива фильмов советского периода с 1926 по 1968 год. Всего 57 названий!
Среди них - официально признанные и любимые нашим народом ленты Григория Александрова и Ивана Пырьева, есть несколько «тихих шедевров», которые, к счастью, не подвергались особым гонениям, однако по высшему достоинству были оценены, пожалуй, лишь позднее: например, «Дом в сугробах» Фридриха Эрмлера, «Летчики» и «Машенька» Юлия Райзмана, «Случайная встреча» Игоря Савченко, «Однажды ночью» Бориса Барнета. Но в программу также включены картины, испытавшие сложности при выпуске и прокате - «Мечта» Михаила Ромма, «Сердца четырех» Константина Юдина, «Поезд идет на Восток» Юлия Райзмана, «Долгая счастливая жизнь» Геннадия Шпаликова (кстати, в ретроспективе присутствуют и две полуопальные анимационные работы Андрея Хржановского по сценариям Шпаликова - «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника»).
Особая судьба у фильмов, запрещенных на долгие годы - «Строгий юноша» Абрама Роома, «Славный малый» Бориса Барнета, «Убийцы выходят на дорогу» Всеволода Пудовкина и Юрия Тарича, «Житие и вознесение Юрася Братчика» Владимира Бычкова при участии Сергея Скворцова. Вниманию специалистов и всех любителей кино в Локарно предложена возможность убедиться в том, как на практике действовала советская цензура - представлены запрещенная («Тугой узел») и переделенная по распоряжению начальства («Саша вступает в жизнь») версии экранизации режиссером Михаилом Швейцером повести Владимира Тендрякова.
А еще есть в программе коммерческие хиты конца 20-х годов, образчики так называемого «нэпменского кино» - «Танька-трактирщица» Бориса Светозарова, «Проститутка» Олега Фрелиха. И, кроме того, студенческие работы будущих знаменитых режиссеров - «Убийцы» Андрея Тарковского, «Из Лебяжьего сообщают» Василия Шукшина, «У Крутого Яра» Александра и Киры Муратовых (между прочим, Муратова - единственная из наших кинематографистов, удостоенная в Локарно почетного «Золотого Леопарда» за творчество).
Вся эта обширная ретроспектива советского кино составлена по инициативе устроителей Локарнского кинофестиваля во главе с его директором Марко Мюллером (вероятно, что с консультационной помощью замечательного киноведа Наума Клеймана, директора Музея кино в Москве, который ныне заседает в жюри основного конкурса Локарно). А копии по заказу из Швейцарии специально изготовлены в Госфильмофонде России.
Возможно, слишком придирчивый кинокритик не обнаружит в данном списке целого ряда забытых и полузабытых фильмов, которые давно пора реабилитировать и воздать им по заслугам. Удивляет также отсутствие в программе тех лент, которые были награждены именно на Локарнском кинофестивале, когда там еще вручали «Парусы», а не «Леопардов». Ну, допустим, явно украсили бы ретроспективу обозначенного периода советского кино «Фома Гордеев» Марка Донского, «Осенние свадьбы» Бориса Яшина, «В огне брода нет» Глеба Панфилова.
И тем не менее надо бы радоваться, что именно за рубежом находятся ценители нашего кинематографа времен существования СССР, которые истинно умеют отличить зерна от плевел, и даже в сугубо идеологических произведениях (типа «Заключенных» Евгения Червякова и «Нашествия» Абрама Роома) могут увидеть своеобразие режиссерской манеры, упорно сопротивляющейся навязываемому извне диктату. Локарно стремится как бы заново открыть целый материк советского кино, пусть и поступает в этом исследовательском порыве так, словно обнаруживает наличие богатой кинематографической культуры у представителей далеких восточных стран. Но это даже было бы прекрасно, если бы вслед за всемирной модой на фильмы из трех анклавов Китая и из Ирана опять заговорили (как в славные 20-е или на рубеже 50-60-х годов) о большом влиянии русского, российского, советского кинематографа.
Может быть, только тогда одумались бы устроители Московского кинофестиваля, решая, чем бы им удивить иностранных гостей, а особенно привередливую зарубежную кинопрессу, которую вряд ли заманишь в Москву на беспечные празднества с употреблением водки и блинов с икрой или же на мало интересующую кинопродукцию, оставшуюся «непристроенной» в промежутке между Канном и Венецией. Ведь к нам и раньше ехали на ММКФ из любопытства прежде всего к стране и к ее собственному кино, популярному в самых широких массах - хотели воочию убедиться в исключительном феномене существования «важнейшего из искусств».
А вот та самая «Нога», будь она посмекалистее, должна была бы ради возмещения долгов СССР арестовывать не учебные шхуны для юнг, а именно коллекцию советских фильмов, которые остались чуть ли не единственным нашим достоянием.
|