1. То ли я становлюсь старым, то ли современное кино действительно по большей части непереносимо, а фильмы, признаваемые другими в качестве почти шедевров (например, «Собачья жара» австрийца Ульриха Зайдля), вызывают чувство резкого отторжения, одним словом, мне всё больше и больше нравятся старые фильмы. Допустим, я открыл для себя, благодаря RenTV, такую замечательную ленту, как «Гранд Отель» (1932) Эдмунда Гоулдинга, где Грета Гарбо создаёт практически пародию на собственный звёздный имидж. Продолжилось (с помощью Посольства Японии и Музея кино в Москве) дальнейшее знакомство с японскими мастерами - посмотрев 19 картин Кэндзи Мидзогути, можно точнее оценить его место в «четвёрке великих», которую также составляют Ясудзиро Одзу, Акира Куросава и Микио Нарусэ. Впрочем, я грешу против самого себя, заявляя, что новый кинематограф неинтересен. Литовец Шарунас Бартас, чья ретроспектива прошла в мае в Москве в рамках очередного смотра кинематографий СНГ и Балтии - это первый художник на постсоветском пространстве, которого без преувеличения можно поставить в один ряд с Андреем Тарковским.
2. К сожалению, первое непосредственно связано со вторым. Мои предпочтения начинают катастрофически расходиться с мнением большинства. В январе я испытал ощущение стыда, когда «Телец» (честно признаюсь, что при написании этого текста несколько минут даже не мог вспомнить это название) получил семь «Золотых Овнов». С другой стороны, исключительная лента «Чеховские мотивы» Киры Муратовой встретила непонимание многих критиков, в том числе тех, кто считал себя фанатами этого мастера. А Марк Рудинштейн в очередной раз продемонстрировал свою глупость, пытаясь доказать на пресс-конференции по поводу «Золотых Овнов», что Муратова делает кино на деньги одесского мэра и не может быть отнесена к русским деятелям культуры. Что уж говорить о Шарунасе Бартасе, которого многие просто не в состоянии смотреть, поскольку подобное кино требует редкой сосредоточенности и самоуглубленности, почти как при просмотре творений японцев, особенно Ясудзиро Одзу.
3. Надеяться можно только на то, что всё-таки находятся умные люди, способные мыслить и воспринимать искусство. Был крайне изумлён, когда на сайте KinoZal.ru, где я являюсь ведущим, на Форуме завязалась интересная и ещё продолжающаяся дискуссия относительно религиозности творчества Андрея Тарковского. Чувствуешь себя малообразованным, когда читаешь сообщения обычных читателей (в онлайновых изданиях их принято называть пользователями), которых мы почему-то привыкли считать глупее профессиональных критиков. Думаю, всё наоборот!
|