(28.12.1903, Тифлис, ныне Тбилиси - 27.03.1973, Москва), грузинский и российский режиссер, сценарист, оператор и деятель культуры. Народный артист Грузинской ССР (1965). Народный артист СССР (1969). Трудовую деятельность начал в 1917 году, спустя шесть лет пришел на Тбилисскую киностудию, где был монтажером, ассистентом оператора. В 1925 году снялся в качестве актера и был оператором в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» И.Н.Перестиани. Соавтор сценария и оператор лент «Гюлли» (1927), «Цыганская кровь» и «Их царство» (1928). В последней из названных картин был также режиссером совместно с Н.В.Гогоберидзе. Будучи построенным на хроникальном материале 1918-20 годов, когда в Грузии правили меньшевики, фильм «Их царство» обнаружил стремление Калатозова к монтажно-поэтическому осмыслению явлений действительности, образному постижению реального мира, что блестяще проявилось в его немом художественно-документальном шедевре «Соль Сванетии» («Джим Шванте», 1930, также один из операторов). Задолго до появления яркой национальной метафорической школы советского кино в 60-е годы, режиссер «Соли Сванетии» представил на экране четко выверенную черно-белую графику горных пейзажей Верхней Сванетии, которая отрезана от окружающего мира непреодолимыми хребтами и еще таит редкостное своеобразие национальных ритуалов и всего образа жизни. Экспрессия в построении кадра и в смене планов, яркая образность мышления автора, подспудная романтичность манеры при одновременном сохранении строгости кинематографического письма - все это сделало «Соль Сванетии» заметным явлением кинематографа конца 20-х годов.
Однако в изменившейся ситуации в связи с приходом звука и доминированием повествовательной эстетики Калатозову трудно было найти себя. Лента «Гвоздь в сапоге» (1932) была запрещена. В 1933-34 годы режиссер являлся слушателем аспирантуры ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания. С 1934 по 1938-й являлся директором Тбилисской киностудии, между прочим, вступив в партию только в 1939 году. Тогда же смог вернуться к режиссуре уже на «Ленфильме», сняв картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых компенсировал невозможность романтически-поэтического взгляда на реальность патетическим воспеванием отваги и смелости героев-летчиков, выдуманных и подлинных, готовых на ежедневный подвиг. Военная драма «Непобедимые» (1942, совместно с С.А.Герасимовым) о блокадниках Ленинграда, не говоря уже о «Киноконцерте к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е.Л.Дзиганом) в меньшей степени соответствовали творческим устремлениям Калатозова. Он вновь соглашается на административную работу - сначала в качестве уполномоченного Кинокомитета в США, в 1944-46 годы - как руководитель Главка по производству фильмов, а впоследствии, до 1948 года, выступая в ранге заместителя министра кинематографии СССР.
Новое обращение к режиссуре имело двойственный характер. Ни «Заговор обреченных» (1950, премия на МКФ в Карлови-Вари, Государственная премия СССР, 1951), ни «Вихри враждебные» (1953, выпуск - 1956), созданные по политически одиозным сочинениям Н.Е.Вирты и Н.Ф.Погодина, не только были чужды Калатозову как художнику, но и явно компрометировали его. Не поэтому ли постановщик с таким удовольствием и неожиданно для многих снял лирическую комедию «Верные друзья» (1954, премия на МКФ в Карлови-Вари), до сих пользующуюся популярностью у зрителей, как будто и он сам вместе с героями, тремя друзьями со времен детства, избавлялся от всего наносного, мешающего чисто человеческим отношениям. «Первый эшелон» (1956), вновь по сценарию Погодина, может показаться очередной уступкой режиссера идеологически правильному кинематографу, но важно помнить, что по тем временам идея освоения целины в Казахстане молодыми посланцами из центральных городов действительно выглядела романтическим подвигом, вполне сопоставимым с покорением Севера в 30-е годы. Так что тут Калатозов верен себе, как и в более поздних работах открыто экспрессивного, свободно поэтического плана: «Неотправленное письмо» (1960, по рассказу В.Д.Осипова) и «Красная палатка» (1970, с Италией), как раз посвященных противоборству человека с природной стихией, будь то лесные пожары в сибирской тайге или ледяная стужа на Северном полюсе. В чем-то схожий патетический мотив поиска отдельным индивидуумом своего истинного места в революционном потоке общественных потрясений истории можно заметить и в эмоционально страстной политической картине «Я - Куба» (1964, с Кубой, соавтор сценария - Е.А.Евтушенко).
Однако самым главным произведением Калатозова, невероятным взлетом в его биографии, одной из лучших лент за всю историю отечественного кинематографа, оказавшей громадное влияние на мировое кино, остается вне всякого сомнения экранизация пьесы «Вечно живые» В.С.Розова - «Летят журавли» (1957, главный приз на МКФ в Канне, 1958). Превращение во многом традиционной драмы военных лет в пронзительный поэтический фильм с новаторским использованием «субъективной камеры» в руках С.П.Урусевского, с удивительной экспрессией внутри кадра и головокружительными монтажными переходами, - вероятно, еще не до конца осознанный прорыв и лично режиссера, и всего советского кино постсталинской эпохи за пределы навязываемых десятилетиями тесных, сковывающих рамок социалистического искусства. Уже в названии фильма сразу обозначен этот стремительный порыв, который поддержан всем строем ленты с восхищающим проявлением полной творческой свободы и раскрепощенности.
|