(7.03.1941, Москва - 16.08.1987, Рига), российский актер, театральный режиссер, певец. Народный артист РСФСР (1980). С 1962 года, по окончании театрального училища имени Б.В.Щукина, актер театра Сатиры. Первая роль - Сильвестр в «Проделках Скапена». Комедийный и сатирический талант молодого Миронова раскрылся в спектаклях «Клоп» (сначала был введен на роль Присыпкина, десятилетие спустя сыграл Олега Баяна), «Баня» (Велосипедкин), «Доходное место» (Жадов), «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (Дон Жуан), «Ревизор» (Хлестаков). Самым популярным театральным образом актера, который он воплощал на протяжении полутора десятилетий, стал его виртуозный, феерический, по-настоящему праздничный, легкий и воздушный Фигаро в «Женитьбе Фигаро». Сам Андрей Миронов чаще всего производил такое же впечатление беспечного, вечно неунывающего, искрящегося жизнерадостным темпераментом, не останавливающегося ни на секунду, порхающего по жизни стремительного Фигаро, который, как известно, «и здесь, и там».
Невероятная слава актера в кино, где он впервые появился в 1962 году (Петька в фильме «А если это любовь?»), тоже способствовала созданию этого раскрепощенного и летучего имиджа. В юности Миронов действительно играл на экране ничем не озабоченных симпатичных парней, с удовольствием несущихся по течению жизни - таковы Юрка в «Моем младшем брате» (1962), Ромка в лирической комедии «Три плюс два» (1963). Появление более саркастичных, язвительных красок в интерпретации таких жуликоватых и явно корыстных персонажей, как Дима Семицветов («Берегись автомобиля», 1966) и «Граф» («Бриллиантовая рука», 1969), отнюдь не отменяло их привлекательности, элегантности, шика. Актер с видимым наслаждением «купался» в этой игре в авантюрную и роскошную жизнь, с импровизационным блеском и филигранной техникой создавая на экране образы классического репертуара в ряде телефильмов (Фадинар в «Соломенной шляпке», дирижер в «Льве Гурыче Синичкине», 1974; Селестен в «Небесных ласточках», Остап Бендер в «Двенадцати стульях», 1976; министр-администратор в «Обыкновенном чуде», 1978; несколько ролей в ленте «Трое в лодке, не считая собаки», 1979).
Но с самого начала своей карьеры в театре и кино Миронов все-таки тяготился одним лишь амплуа комедийного актера, сыграв, например, Холдена в спектакле «Над пропастью во ржи», молодого Фридриха Энгельса в фильме «Год, как жизнь» (1966), а позднее Всеволода Вишневского в сценической историко-революционной фантазии «У времени в плену». Героико-романтическая роль Маркиза в «Достоянии Республики» (1972), великолепно сыгранная и спетая Мироновым, на самом деле содержала неожиданную печаль, смутно улавливаемую и в эпизоде из картины «Любить» (1969), и в образе мужа в новелле «Мститель» в чеховском киноальманахе «Семейное счастье» (1970). Вступив в четвертый десяток своей жизни, актер все определеннее пытался высказаться о том, что его мучило и тяготило - себя лично и как представителя собственного поколения, наряду с Олегом Далем. Проблема «лишних людей» - не только примета давно минувших эпох, хотя Миронову удалось сыграть и Рудина в телеспектакле Леонида Хейфеца, и Чацкого на сцене театра Сатиры. Но поворотным моментом в биографии актера следует считать середину 70-х годов, когда он снялся в телеспектаклях «Страницы журнала Печорина» Анатолия Эфроса и «Между небом и землей» Валерия Фокина, а потом в телефильмах «Фантазии Фарятьева» (1979) Ильи Авербаха и «Назначение» (1980) Сергея Колосова. Обнаженная исповедальность ролей разжалованного в солдаты Грушницкого, трубача Денисова, фантазера Фарятьева и интеллигента-служащего Люмина особенно значима потому, что Миронов намеренно играет сдержанно, приглушенно, даже отрешенно от происходящего, словно пребывая в состоянии сомнамбулы, физически выведенной из положения покоя, но душевно заторможенной, эмоционально замороженной. То, что многих поразило впоследствии в странном выборе Алексея Германа, пригласившего этого актера на роль безнадежно влюбленного и готового застрелиться писателя Ханина в фильме «Начальник опергруппы» («Мой друг Иван Лапшин», 1982, вторая версия - 1985), вовсе не является случайным. Трагизм незадавшейся судьбы при внешних приметах благополучия и успеха, тотальное одиночество человека, не находящего примирения с собственной душой, неприкаянность прошлых и нынешних героев, выброшенных прочь с так называемого праздника жизни да и лично ощущающих свою чужеродность в этом мире - все это уже было воплощено Мироновым до появления в «Лапшине», который лишь усугубил неизбывность страдания его очередного героя, живущего с разорванным сознанием.
Считается, что выразителем «новой драмы сорокалетних» стал Олег Янковский в фильме «Полеты во сне и наяву» (1983). Но еще до него и Олег Даль, и Андрей Миронов, оба 1941 года рождения, зафиксировали в своих актерских работах (да и в реальной жизни) этот же слом романтических и идеалистических настроений того поколения, которое входило во взрослую жизнь в начале шестидесятых. Миронов пережил своего одногодка только на шесть лет, успев сыграть, как и почти его ровесник Владимир Высоцкий, совершенно нетрадиционного Лопахина в спектакле «Вишневый сад», реализовать в театре со своим участием тоже необычные инсценировки классики: «Тени» и «Бешеные деньги». Он отдал своеобразную дань искусству своих родителей - Александру Менакеру и Марии Мироновой, а также их поколению эстрадных исполнителей, выступив ведущим в ностальгической документальной ленте «Я возвращаю Ваш портрет» (1983). И в тона ретро-иронии окрашена одна из последних киноролей в «Человеке с бульвара Капуцинов» (1987) о страстной увлеченности наивных и простодушных пионеров кинематографа. Миронов даже умер как бы не в своем времени - за кулисами театра в Риге, в костюме любимого героя Фигаро, не успев договорить на сцене его финальных слов. Фигаро больше нет!
|