«Терминатор»


Карточка фильма

Оригинальное название: The Terminator
Дата выхода (Мир): 26 октября 1984
Страна: США, Великобритания
Слоган: «Твое будущее в его руках»
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Майкл Бьен, Линда Хэмилтон, Пол Уинфилд, Лэнс Хенриксен, Бесс Мотта, Эрл Боэн, Рик Россович, Дик Миллер, Шоун Шеппс
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Сценарий: Хэрлан Эллисон, Джеймс Кэмерон, Гэйл Энн Херд
Композитор: Брэд Фидел
Продюсеры: Джон Дэйли, Дерек Гибсон, Гэйл Энн Херд
Оператор: Адам Гринберг
Художники: Хилари Райт, Джордж Костильо, Мария Ребман Казо
Монтаж: Марк Голдблатт
Жанр: Фантастика, боевик, триллер
Бюджет: $6 400 000
Сборы в США: $38 371 200
Сборы в Мире: $78 371 200
Зрители (США): 11.4 млн.
Продолжительность: 108 минут
релиз на DVD: 28 августа 2008
Рейтинг MPAA: R (Детям до 17 лет обязательно присутствие родителей)

Обзор фильма:

Кто поверит, что этот фильм когда-то на старых потрёпанных жизнью «видиках» и VHS-кассетах смотрели взахлёб? Только назывался он не «Терминатор», а «Киборг-убийца», хотя если уж приблизиться к словарной истине, то terminator это «ликвидатор», но это в нашей стране принимает некоторую многозначительность, у нас ликвидаторами называют и людей, которые занимались восстановлением после техногенных катастроф, что немного снижает «страх» перед названием фильма.

Тогда и фамилию Шварценеггера не выговаривали полностью, получалось что-то похожее на «Шварцнегера». Но о том, что за профессия «Терминатор» знали все и она была неотделима от образа того самого накаченного культуриста, который кстати не был единственным возможным вариантом. На эту роль также пробовался и другой актёр, Джей Симпсон, но он не понравился продюсерам, и ему было отказано с формулировкой «слишком добрый», он и правда был очень дружелюбным на вид, а создателям фильма нужна была матёрая внешность невозмутимого головореза. Не знали тогда особо и Джеймса Кэмерона, который взялся режиссировать «Терминатора». А ведь позже надпись «от создателей Терминатора» или «фильм Джеймса Кэмерона» стала буквально отметкой о качестве кино, на него тут же выстраивались очереди в кинотеатры. Но вернёмся поближе к «Терминатору» и его сюжету…

Фильм повествует о том, что в скором времени создадут сверхкомпьютер, который наделён интеллектом. Его сфера применения, разумеется, военно-промышленный комплекс. Благодаря недалёкому уму военных, система получила доступ к оружию массового поражения, и таким образом была развязана ядерная война и глобальный конфликт, которая должна была привести к полному уничтожению людей на Земле. Но этим планам «Скайнета» не суждено было исполниться, у людей появился хороший лидер и стратег по имени Джон Коннор, который смог сорганизовать оставшихся в живых и дать отпор машинам-убийцам в 2029 году, когда «Скайнет» пал. Но «Скайнет» планировал данный исход, и в прошлое в 1984 год отправляется «Терминатор», киборг, запрограммированный убить Сару Коннор, мать будущего лидера «Сопротивления», чтобы лишить Джона возможности появиться на свет.

1984 год: Сара Коннор – девятнадцатилетняя студентка университета, которая подрабатывает в кафе официанткой и даже в фантазиях не представляет себе о том, что её сын должен стать надеждой всего человечества. Прознав о замысле «Скайнета» руководство «Сопротивления» посылает в прошлое Кайла Риза, одного из сильнейших бойцов, но сила «Терминатора» намного превосходит силу даже самого натренированного человека. Кайлу придётся столкнуться с уникальной военной машиной-андроидом, которую мало берёт не только холодное, но и даже огнестрельное оружие. К тому же отличить «Терминатора» от обычного человека почти нельзя, этот тип киборгов специально создавался «Скайнетом» чтобы уничтожать людей «изнутри», попадая в их убежища под видом мирного человека и истребляя всех. По фильму люди научились различать такие машины с помощью собак.

Но основной проблемой Кайла Риза станет существующая в 84 году система правопорядка, фантастическая история, в которую не может поверить сама Сара Коннор. Кайла везде воспринимают как сумасшедшего террориста, и он попадает вместе с Сарой в полицейский участок. Но «Терминатору» нетрудно определить местоположение его цели, и он выламывает двери и уничтожает всех полицейских, которые не готовы к такому повороту событий. Но благодаря Кайлу, ему и Саре удаётся бежать. Сара начинает испытывать не ненависть и непонимание к своему спасителю, а симпатию, которая явно перерастает во что-то большее. Уйдя от погони, они находят тихое местечко и решают, что единственный вариант – жить вместе и скрываться от остального мира, чтобы избежать участи полицейских. Сара начинает интересоваться Кайлом и расспрашивать его о том времени, в котором он жил перед отправкой в прошлое. Кайл Риз признаётся, что не знает что такое быть с девушкой, потому что на это просто нет времени, всем бойцам нужно выживать и противостоять смертельной угрозе, которая может свалиться в любой момент, даже когда не ждёшь. Также Кайл показывает Саре её фотографию, которую ему передал Джон Коннор, и говорит, что он сейчас находится здесь, потому что он влюбился в девушку с фотографии. Не договорив, Кайл обрывает свой разговор и явно сожалеет, что открыл свои чувства Саре, которая сама находится в некотором замешательстве. После такого признания Сара и Кайл проводят вместе ночь: с этого момента начинается история Джона Коннора, сына Кайла и Сары.

Но укрытие оказалось не настолько надёжным, Терминатор вновь выходит на след беглецов. Сара и Кайл пытаются оторваться от героя Арнольда Шварценеггера на угнанной машине, при этом у Терминатора явное преимущество, он находится на мотоцикле. Кайл производит попытки подорвать киборга с помощью самодельной взрывчатки, но раз за разом эти попытки оказываются тщетными. Кайла контузит от очередной самодельной бомбы, и Сара, сидя за рулём, пытается сбить Терминатора, совершая опасный манёвр она вынуждает его столкнуться с бензовозом, но это не останавливает машину-убийцу.

Погоня продолжается, в этот раз Кайл решает подорвать бензовоз, чтобы остановить разбушевавшегося киборга. Терминатор вновь поднимается из пепла и кусков металла, но уже без своего человеческого обличия – оно сгорело в пламени, что не лишает его подвижности. В результате, Кайл находит единственно возможный вариант – ему нужно пожертвовать собой и взорвать Терминатора, что и делает. Это лишает киборга нижних конечностей и одной «руки», но он пытается добраться до раненой Сары ползком. Коннор удаётся заманить останки киборга на наковальню промышленного пресса и раздавить его.

После трагической утраты, беременная Сара собирается уехать из США и «кочевать» по Мексике. Во время своих путешествий Сара ведёт записи для своего сына, чтобы потом передать их ему, и он знал о «Скайнете», киборгах-убийцах, военных машинах, его отце Кайле Ризе и всё что Кайл ей поведал о новом послевоенном мире. Однажды она останавливается на бензоколонке чтобы заправить машину, и в этот момент её фотографирует мальчишка и вручает ту самую фотокарточку, которую Саре показывал Кайл, получивший её в свою очередь от Джона. С этого момента Сара решает начать новую жизнь, и посвятить её всецело воспитанию своего сына, чтобы создать из него достойного лидера и солдата «Сопротивления», такого как Кайл.

Кое-что в этом сюжете было почерпнуто из старого сериала фантастической направленности, который был выпущен ещё в 60х годах «За пределами возможного». Из-за этих «совпадений» даже был инициирован судебный процесс по поводу плагиата, но в результате создатели «Терминатора» сумели договориться с Харланом Эллисоном, сценаристом «Пределов». И в титры после фильма была добавлена строчка, сообщающая, что в сценарии «Терминатора» использован материал другого фильма.

Джеймс Кэмерон ранее уже создавал мастерски оформленные картины с использованием специальных эффектов, это стал фильм Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка». Джеймс Кэмерон и в очередной раз приступил к созданию переворачивающего представление и этапного фильма в кинематографии жанра «фантастика», который сочетал бы в себе различные спецэффекты и в результате бы смотрелся на одном дыхании, благодаря безостановочному экшену и напряженности витающей в атмосфере фильма. И фильм действительно получился таким, Кэмерон сумел сохранить бойкий темп и ритм, при неповоротливом сюжете сумел найти возможность круто менять направление движения, подключил свою фантазию постановщика спецэффектов.

«Терминатор» Джеймса Кэмерона, встал в один ряд с такими существенными в истории кино фильмами, как «Искатели потерянного ковчега» (режиссёр Стивен Спилберг) и «Безумный Макс II» (режиссёр Джордж Миллер) и занял своё достойное место в ряду научно-фантастических триллеров. И всё это кроется в суперзрелищной реализации стандартных антиутопических идей о самоуничтожении человечества, развития технократии, создания искусственного разума и роботов-киборгов, которые выходят из-под контроля и грозят людям полным крахом. Всего на создание было потрачено около шести миллионов долларов (это смешная сумма для кинематографа), и сейчас трудно поверить, что «Терминатор» не пользовался особым успехом в кинопрокате, но кассовые сборы превысили затраты в шесть раз, что стало большим толчком для тридцатилетнего режиссёра развиваться и далее.

Но вскоре фильм становится культовым, он и по сей день приносит авторские отчисления своим создателям, благодаря «Терминатору» получает известность и сам Джеймс Кэмерон, и всё больше прославляется Арнольд Шварценеггер. Кстати Арнольду пришлось за весь фильм произнести всего десяток фраз, но каждая из фраз становилась «мемом», особенно это касается знаменитого «I’ll be back» («Я вернусь»). Поэтому Джеймс Кэмерон с удовольствием взялся через десять лет ставить вторую часть приключений «Терминатора».

А позже появятся и третья, и четвёртая части, только на этот раз Джеймс Кэмерон откажется режиссировать эти фильмы (ему что-то не понравится в сюжете). Да и запросы продюсерского отдела его не удовлетворяли, оно и понятно, Джеймс стал одним из лучших режиссеров, и теперь он может сам ставить условия.

Стоит также упомянуть событие, связанное с первым фильмом «Терминатор». Совсем недавно Библиотека Конгресса США включила этот фильм в список «Культурного достояния США». Так, один из низкобюджетных блокбастеров стал самым известным фильмом в истории кинематографа. Копия плёнки была передана в специальное фильмохранилище Библиотеки, в котором уже находятся около 500 кинолент. Все они проходят реставрационные работы, чтобы максимально долго и в первозданном виде сохранить шедевры кинематографа.