Теперь даже трудно поверить, что Том Хэнкс, один из самых популярных и высокооплачиваемых людей в Голливуде, дебютировал… в фильме ужасов «Он знает, что ты одинока» (1980), получив за роль всего лишь 800 долларов! Да и позже, играя в фантазийной комедии «Всплеск» (1984), имевшей немалый успех в прокате, Хэнкс обогатился лишь на $70 тыс.
Но десятилетие спустя, будучи уже лауреатом «Оскара» за создание в «Филадельфии» драматического образа отверженного молодого адвоката, носителя вируса СПИДа, актёр заключил самую выгодную сделку в своей творческой биографии, снявшись в «Форресте Гампе».
Мало того, что картина принесла ему $70 млн. (с учётом процентов от сборов) и вторую по счёту премию Американской киноакадемии - между прочим, голливудские исполнители не удостаивались позолоченной статуэтки два года подряд с тех пор, как Спенсер Трейси был награждён в 1937 и 1938 годах.
Главное заключалось в ином - Том Хэнкс, ранее тоже игравший чудаковатых персонажей в комедиях 80-х годов (например, за роль в «Большом» впервые был номинирован на «Оскар»), превратил трагикомического Форреста-дурачка в национального героя Америки.
Этот изгой, оказавшийся на обочине внешне благополучной жизни, одновременно и убедителен, и условен. Неслучайно героя Хэнкса сразу же сопоставили с «хорошими простодушными парнями» Гэри Купера, Джеймса Стюарта, Кэри Гранта, сыгранными ими в социальных комедиях Фрэнка Капры. Именно этот режиссёр умел сочетать в кино рузвельтовскую идею «просперити для всех», утешительную для тех, кто пережил Великую депрессию, со сказочностью и выдуманностью рождественско-лубочных историй.
Вот и нынешний «Терминал» с Томом Хэнксом в главной роли снят Стивеном Спилбергом с явной оглядкой на давние ленты Капры. Персонаж не из Америки, только пытающийся в неё попасть, всё равно интерпретируется как типичный «общенациональный простодушный», который вынужден существовать в качестве «вдвойне маргинальной личности», в прямом смысле слова - в пограничной ситуации, оказавшись между небом и землёй, словно между тем и этим светом. Будто герой Стюарта в «Этой прекрасной жизни», он получает шанс заново переоценить собственную жизнь и мир вокруг себя, чтобы искренне уверовать, что всё не так уж плохо, как может показаться на первый взгляд.
Хэнкс даже в этой роли иностранца остаётся настоящим американцем, истово убеждённым в демократических ценностях Америки. Любопытно, что по изысканиям знатоков генеалогических древ удалось доказать родство Тома Хэнкса и… Авраама Линкольна. Он приходится шестнадцатому президенту США кузеном в четвертом поколении!
|