На нашем телевидении покажут в воскресенье сравнительно недавний, 1997 года, мистический фильм “Адвокат дьявола”, где выдающийся американский актёр Аль Пачино сыграл... самого Сатану. А на экраны США сейчас вышел новый триллер “Бессонница” с участием этого исполнителя, напротив, выступившего в более “положительном качестве” - в роли опытного полицейского, который хоть и застрелил случайно своего коллегу, но явно выигрывает в сравнении с маньяком-садистом, нагло шантажирующим его.
Любопытно, что Аль Пачино, славы которому, безусловно, не занимать, с подлинным восторгом рассказывал после съёмок в “Бессоннице”, что ему наконец-то удалось поработать вместе с другим известным актёром Робином Уильямсом, преимущественно комиком по амплуа. “Он - мой идол. Мне просто нравилось находиться около него. И после съёмок мне хотелось общаться с ним лично, что мы и делали. Он - очень светлый человек, внимательный ко всему окружающему, хорошо информирован, и так забавно быть рядом с ним, поскольку он весьма чувствителен. От него действительно получаешь удовольствие, так что не можешь даже остановиться, говоря о нём. И там, где веселье, там же и он”.
Согласитесь, что крайне редко услышишь подобные слова в актёрской среде, где всё-таки чаще встретишь зависть или проявления острого соперничества друг с другом. Тем более удивительно, что такой признанный мэтр, как Аль Пачино, снимающийся в кино свыше тридцати лет, объясняется чуть ли не в любви к более молодому коллеге, говоря именно о нём как о большом мастере и просто замечательном человеке. Пожалуй, подобное отсутствие собственной заносчивости и искреннее уважение к таланту другого исполнителя заложены в Аль Пачино благодаря той актёрской школе, которую он прошёл в 60-е годы.
Происходит он из семьи каменщика-сицилийца, который оставил маленького Альфредо (так полностью зовут Эла, если переделывать его имя на американский манер) всего лишь двухлетним на попечение матери и дедушки с бабушкой. Так что выросшему в Южном Бронксе (не очень-то удачный район Нью-Йорка!) парню пришлось на себе испытать все прелести малообеспеченной жизни. В 17 лет он бросил школу, перепробовал множество занятий - был посыльным, швейцаром, портье, консьержем, однако упрямо держал в голове мысль об актёрстве, потихоньку копил деньги, чтобы поступить на курсы Херберта Бергхофа, где, между прочим, одним из преподавателей оказался замечательный английский актёр Чарльз Лотон. И даже начал играть маленькие роли в театрах на офф-офф-Бродвее, то есть весьма далеко от главной сцены Америки. В 1966 году поступил в знаменитую Актёрскую студию Ли Страсберга, явного приверженца системы Константина Станиславского, чтобы через два года вернуться в театр с триумфом, получив премию “Оуби” за роль пьяницы-психопата в спектакле “Индеец хочет в Бронкс”, а в 1969 году - самый престижный театральный приз “Тони” за сыгранного им наркомана уже в бродвейской постановке “Носит ли тигр галстук?”.
Вот и по ранним работам Аль Пачино в кино (“Паника в парке, где колются”, “Пугало”, “Жарким днём после обеда”) можно было подумать, что ему суждено постоянно изображать разного рода несчастных отщепенцев, выброшенных на обочину общества, своеобразных “блудных сыновей Америки”. Делал он это великолепно, с настоящим проникновением в образы, даже с погружением в бездну отчаяния, переживаемого отверженными героями. Да и позже этот актёр довольно рискованно выступал на экране в качестве балансирующих на краю пропасти персонажей, пусть и по эту сторону закона - полицейских, тоже готовых пасть на самое дно беспредельного человеческого существования (“Поиск партнёра”, “Море любви”).
Если разобраться, его ставшая почти классической роль наследника мафиозной империи Майкла Корлеоне в трёх частях “Крёстного отца” или образ слепого офицера в отставке, одержимого тем, чтобы испытать напоследок абсолютную жажду жизни (“Запах женщины” принёс исполнителю заветный “Оскар” с восьмой попытки!) - это же трагические герои, в которых надлом личной судьбы и постигшее их экзистенциальное одиночество связаны как раз с двойственностью человеческой природы. Вроде бы ставшая уже банальной борьба добра со злом, светлой и тёмной сторон личности, сознания и подсознания приобретает в интерпретации такого большого актёра, как Аль Пачино, практически зримое воплощение, а главное - делается живой и неподдельно прочувствованной. Поэтому не так нам и важно, кого он играет на сей раз - преступника или стража порядка, Дьявола собственной персоной либо комическо-пародийного мафиози по прозвищу Заправила-Каприз (“Дик Трейси”).
Может быть, и лестные слова в адрес Робина Уильямса, расточаемые Аль Пачино, вызваны тем, что ему всё-таки тесновато в амплуа, предлагаемом кинематографом, а хочется острохарактерности и даже фарсовости в игре, что, кстати, актёр и демонстрирует в “Адвокате дьявола” и “Дике Трейси”. Одновременно его тянет к большей трагедийности, что можно найти только в театре (неслучайно первая режиссёрская работа Аль Пачино, обобщающая его сценический опыт, называется “В поисках Ричарда III”). А вот те шекспировские аллюзии, лишь подразумевающиеся в фильме “Крёстный отец, часть III”, исполнителя явно не удовлетворили, и недавно он вдруг обрушился с резкой критикой на ленту, в которой снимался свыше десяти лет назад.
Казалось бы, пора 62-летнему Аль Пачино почивать на лаврах - тем более, что и в личной жизни он остепенился, оставил далеко за собой тяжёлый период пьянства и беспорядочных связей, произвёл на свет в прошлом году своего первого (ну, скажем так, официально первого) ребёнка, которого ему родила нынешняя подруга, актриса Беверли Д’Анджело. Однако истинный творец никогда не может успокоиться, вечно недоволен сделанным и считает себя в малой степени реализованным. И опять впадает в своего рода “художественную бессонницу”, нетерпеливо ожидая прихода хотя бы рассвета. Чего ему и пожелаем!
|