Заново открывая войну (актуальны ли фильмы о Великой Отечественной?)

Почти полгода назад на портале был проведён опрос относительно лучших фильмов о войне. Тогда его итоги остались без комментария, но сейчас было бы неплохо к этому вернуться. Тем более что продолжают появляться новые ленты о Великой Отечественной (всё-таки под термином «фильмы о войне» многие понимают именно вторую мировую, причём как раз в нашем варианте) и буквально на подходе - «Первый после Бога», «Сволочи», «Полумгла».

Разумеется, предложенный для голосования список из шести названий был фактически случайным, и вместо одних картин можно привести совсем другие. Большой разброс ответов в графе «Другое» демонстрирует, что, наверно, каждый из 3806-ти участников опроса готов был упомянуть среди лучших ещё что-нибудь иное, хотя далеко не все это практически делают, поскольку приучены отвечать на конкретно поставленные вопросы. Тем не менее 41 человек дополнительно назвал «В бой идут одни «старики», 32 зрителя - «А зори здесь тихие…», 18 пользователей - «Они сражались за родину». Кроме того, не были обойдены вниманием современные ленты «В августе 44-го…» и «Звезда», получившие соответственно 8 и 7 голосов. Даже официально признанная эпопея «Освобождение» нашла поддержку у шести опрашиваемых.

Однако весьма неожиданным следует считать безоговорочную победу в основном списке фильма «Летят журавли», заслужившего 38,9% (или 1482 отклика). У «Баллады о солдате» - только 29,1% (1106 голосов), а «Судьбу человека» назвали 25,7 % (980 человек). Довольно высок показатель (8,3% и 316 зрителей) у многострадальной «Проверки на дорогах», опередившей давнюю картину «Иваново детство» (5,8% и 220 участников опроса) и нынешнее произведение о войне «Свои» (4,8% и 184 зрителя).

Огромный успех в сегодняшнем прокате «9 роты» ($23,5 млн. по состоянию на 24 октября) уже о другой, афганской войне, вроде бы оживил интерес российских продюсеров к военно-патриотической тематике - и они срочно озаботились поиском новых сценариев на эту тему. А между тем существуют немало отличных романов и повестей о войне, в том числе и пользующихся популярностью в электронных библиотеках Интернета.

Вот таким образом я как раз и набрёл на просто выдающуюся вещь под названием «Легенда о малом гарнизоне» (удачнее и точнее второй вариант «Дот»), опубликованную в приложении «Подвиг» к журналу «Сельская молодёжь» ещё в 1970 году и почему-то, в отличие от читателей, не оценённую в должной мере критиками и упущенную из виду кинематографистами. Заинтересовавшись личностью автора, в то время всего лишь 33-летнего Игоря Акимова, родом из Киева, я тут же обнаружил в Сети два других его «рейтинговых» сочинения о военных разведчиках - «Баллада об ушедших на задание» (издана в «Подвиге» двумя годами ранее) и «Без риска остаться живыми» (написана совместно с Владимиром Карпеко).

И что больше всего поражает в этих произведениях, помимо прихотливой сюжетно-ритмической конструкции (можно сказать - предвосхищающей кинематографические инверсии Квентино Тарантино), так это необычность в подаче давно знакомого материала, который, в принципе, должен был бы уже надоесть по целой массе военно-приключенческих кинолент. Конечно, не избежав обязательной в те годы советской пафосности, Акимов выписывает, по сути, экзистенциальные ситуации, в которые попадают его герои, сражаясь до последнего патрона, отстаивая своё человеческое достоинство, поскольку это куда важнее риска не уцелеть на войне. И убедительно раскрытые характеры людей, оказавшихся на грани жизни и смерти, заставляют сильнее ощутить, словно полностью идентифицируя себя с погибающими, но не сдающимися бойцами, высокое чувство подлинного и от чистого сердца идущего патриотизма, когда действительно почётно умереть за родину.

Вот именно такое кино о войне хотелось бы увидеть на нашем экране, заново открывая для себя нерушимые ценности человеческого бытия, пусть и положенного на алтарь ещё нескорой Победы. «Не думают, какою куплен кровью...», - вспоминает строчку из Данте капитан-разведчик из повести «Без риска остаться живыми», и лишь это становится для него спасительным искуплением в переживаниях о тех, кто не вернулся с задания. Потому что в следующий раз он пойдёт сам, чтобы не чувствовать свою личную вину за погибших, чего как раз не испытывает чинуша-начштаба, для которого чужие смерти - только цифры в отчёте военных потерь. А ведь это были живые люди!

Посмотреть результаты опроса >>