"Оскары" оказались сверхполиткорректными - как по заказу

Призывая Американскую киноакадемию к проявлению разума, всё-таки трудно было предположить, что она продемонстрирует на редкость просчитанную, буквально выверенную до мелочей раздачу наград. И это уже заставляет подумать, что «Оскары» вручаются по указке сверху, а не согласно волеизъявлению более чем пяти тысячи академиков. Иначе чем можно объяснить уникально выстроенную сюжетную интригу, которая началась с циничной, как всегда, шутки ведущей оскаровской церемонии Вупи Голдберг: «столько много было нынче грязи, что все номинанты стали чернокожими». Тут, в частности, был намёк и на скандал вокруг личности Джона Нэша, реального героя фильма «Прекрасный ум» / «Игры разума», и на склоку, устроенную актрисой Рози О’Доннел, которая обиделась за всех гомосексуалов и требовала изъятия собственной фамилии из титров документальной короткометражки «Художники и сироты: подлинная драма». Разумеется, после этого уже не стоило ожидать, что данная лента получит «Оскар» в своей категории, а Расселу Кроу, увы, не светил приз за роль якобы антисемита (вдобавок актёр подпортил своё реноме, устроив драку после вручения ему премии Британской академии).

Зато в качестве чрезмерной компенсации сразу три приза в Лос-Анджелесе завоевали афроамериканские исполнители. Дензел Вашингтон («Тренировочный день») победил как лучший актёр, повторив спустя 28 лет достижение Сидни Пуатье, который был самым первым чернокожим, удостоенным «Оскара» за главную роль. Кстати, именно Пуатье в этом году стал опять же первым из афроамериканцев, кто заслужил почётную премию Киноакадемии за творческую карьеру в целом. Ну, и вдобавок «новый рекорд» поставила Холли Берри («Бал монстров»), которая впервые среди чернокожих главных исполнительниц получила «Оскар».

Если вы думаете, что на этом «бал политкорректности» закончился, то сильно ошибаетесь. Мало кто ожидал, что французская «Амели», к тому же достигшая тридцатимиллионного рубежа в американском прокате, проиграет «Ничьей земле» боснийца Даниша Тановича. Но надо же было как-то унять «югославский комплекс», который уже много лет преследует американцев! Вот и в справедливом награждении призами за звук и монтаж «Падения Чёрного Ястреба» об операции американских солдат в Сомали, а за звуковые эффекты - «Пёрл-Харбора» о нападении японцев на Гавайи, тоже можно при желании увидеть стремление оскаровских организаторов хоть как-то поощрить патриотическое кино, которое даже исторические неудачи умеет превращать в экранные победы.

Между прочим, непосредственно на церемонии вручения «Оскаров» была предпринята подобная акция кинематографической реабилитации национальной трагедии. Воздав должное пострадавшему 11 сентября 2001 года Нью-Йорку в специально смонтированном ролике с кадрами из фильмов об этом городе, устроители впервые уговорили посетить празднество «вечного отшельника» Вуди Аллена, который ранее не являлся даже тогда, когда ему должны были вручать премии. Теперь сдавшийся под тотальным напором «кинопевец Нью-Йорка» пошутил на сцене, что больше всего боялся: как бы не отобрали назад его личные «Оскары».

Но и это - не всё! Композитор Рэнди Ньюмен, номинированный уже в 16-й раз, рисковал добиться самого печального результата в истории позолоченных статуэток, поскольку ни разу не уходил со сцены с наградой в руках. Конечно же, подобная обида была возмещена. Ньюмен довольно неожиданно выиграл со своей песней из анимационного фильма «Корпорация монстров», носящей весьма знаменательное название «Если бы тебя не было у меня». Пожалуй, то же самое мог бы «пропеть» и «Шрек», получивший единственный «Оскар» в специально созданной (поневоле подумаешь: не для него ли?!) новой категории «лучшая полнометражная анимация».

Не забыли по-своему утешить вдоволь настрадавшихся в жизни спутников двух больных гениев, соответственно - мужа Айрис Мёрдок и жену Джона Нэша, то есть сыгравших их Джима Броудбента («Айрис») и Дженнифер Коннелли («Прекрасный ум»), хотя, если честно, другие исполнители второплановых ролей заслуживали призов в большей степени. Например, Иэн МакКеллен из точно перехваленного «Властелина колец: Братства кольца», который в итоге смог довольствоваться лишь четырьмя «Оскарами» (за музыку, операторскую работу, грим и спецэффекты) из тринадцати, что следует считать большим провалом.

У «Прекрасного ума» - тоже 4 награды, зато каких: помимо упомянутой актрисы, ещё отмечены адаптированный сценарий, режиссура и фильм в целом! И в этом нет никакого противоречия с вышесказанным. Поскольку режиссёру Рону Хауарду и сценаристу Акиве Голдсмену как раз удалось отбиться от нападок в несоблюдении фактов из биографии своего персонажа, который отнюдь не обязан быть во всём равным прототипу. Кроме того, компания «ДримУоркс», побеждающая третий год подряд в основной номинации (ранее были «Красота по-американски» и «Гладиатор»), ныне могущественнее, нежели «20-й век Фокс» (но «Мулен-Руж» всё-таки отхватил две премии - за работу художников и художников по костюмам), а тем более «Нью Лайн Синема» со своим «Властелином колец».

Главное же - повторим абзац из рецензии на «Прекрасный ум»: «...если бы Джона Нэша не было, подобного уникума надо было бы выдумать. Потому что этот высокоинтеллектуальный вариант Форреста Гампа из одноимённой прославленной ленты Роберта Земекиса - как раз тот образ, в котором остро нуждается американское сознание для объяснения многих собственных маний, начиная с пресловутой «охоты на ведьм» в период маккартизма и кончая нынешней сверхподозрительностью по отношению ко всем «лицам арабской национальности». Этого можно даже стыдиться, но не признать затруднительно, как, допустим, нельзя было не разглядеть в язвительной сатире Роберта Олтмена «Госфорд-Парк» об английском обществе 30-х годов косвенные уколы и в адрес современной Америки. Так что и тут не обошлось без «вполне политкорректного «Оскара», причём дебютанту на сценарной ниве Джулиану Феллоузу.

Возвращаясь же к первоначальной шутке Вупи Голдберг, по привычке менявшей туалет за туалетом в зависимости от представляемых фильмов, надо отметить забавный факт, что другие женщины-кинозвёзды, прибывшие на оскаровскую церемонию, были преимущественно одеты в чёрные платья, для разнообразия украшенные, например, розовыми шарфиками. Комментаторы из области моды посчитали нынешнее празднество довольно консервативным в плане одежды. Раздача самих премий тоже подтвердила этот настрой.

Вручение премии "ОСКАР". Фоторепортаж.