Феномен Финчера

Певец сумрака и истерического отчаяния Дэвид Финчер увлекся кино, после того как посмотрел документальную ленту о том, как снимали знаменитый фильм «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» с Полом Ньюманом и Робертом Редфордом.

«Слушая рассказ режиссера Джорджа Роя Хилла, я понял, что кино не снимается в реальном времени, а потом подумал – до чего же крутая работа! Я тогда жил через дорогу от одного парня, который снял «Американские граффити» и «Звездные войны». У меня на глазах снимали «Крестного отца», «THX 1138» и «Кандидата». Фил Кауфман снимал «Вторжение похитителей тел». Вокруг повсюду снимали кино. У нас во дворе все хотели стать киношниками», - говорил Финчер.

Он уже с юных лет отличался своеобразным взглядом на многие вещи, в том числе на вопрос о том, как лучше всего учиться профессии кинематографиста. Вместо университетов и кинокурсов, он устроился в компанию Industrial Light & Magic Джорджа Лукаса производящую спецэффекты. «Мне показалось, что работать над спецэффектами гораздо интереснее и полезнее, чем тратить по 35 тысяч долларов на обучение в киношколе. В общем, я работал над созданием машин, которые убивали Эвоков в «Возвращении Джедая», - рассказывал режиссер.

После того как Финчер набрался достаточного опыта, он вместе с друзьями (одним из которых был Доминик Сена, будущий режиссер фильмов «Угнать за 60 секунд», «Пароль Рыба-меч») основал компанию Propaganda Films и стал снимать рекламу и музыкальные клипы. Первый же рекламный ролик Финчера, заказанный Американским онкологическим обществом (American Cancer Society), привлекает внимание к талантливому режиссеру. В этом мрачном видео он показывает младенца, курящего в утробе матери. Новые предложения не заставляют себя ждать. Финчер снимает рекламу для таких известных компаний как Revlon, Nike, Pepsi, Coca-Cola и Levi's.

Его музыкальные клипы тоже отличались специфическим стилем и пользовались популярностью, как у публики, так и среди артистов. За пять лет он снял больше тридцати музыкальных роликов, среди которых такие известные как «Englishman in New-York» Стинга, «Express yourself», «Vogue» Мадонны, «Freedom» Джорджа Майкла. Кстати, клипы Дэфид Финчер изредка, но снимает, и по сей день. Например, в 2005 году он снял клип на композицию «Only» группы Nine Inch Nails.

В итоге Финчер заслужил о себе настолько высокое мнение, что его пригласили снимать третью часть «Чужого», поставив, таким образом, в один ряд с Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном, которые снимали первую и вторую части соответственно. Но в итоге эти съемки оказались едва ли не самым негативным воспоминанием Финчера за всю его кинокарьеру. Всю дорогу у него возникали тяжелейшие конфликты и разногласия с продюсерами, его трижды увольняли, и в итоге он ушел в самом конце работы над фильмом. Студия доделывала фильм самостоятельно. До сих пор Финчер не любит вспоминать этот фильм, а в одной из своих фильмографий он и вовсе не пожелал его вносить в список снятых им фильмов.

После некоторой паузы, заполненной съемками музыкальных и рекламных видео, Финчер триумфально вернулся на большие экраны с триллером о серийном убийце «Семь» (1995). «Мне попался сценарий Энди Уокера под названием «Семь». Энди никак не мог его пробить и переписывал 13 раз, чтобы он стал более «дружелюбным» по отношению к зрителю. Я дочитал его, дошел до головы в коробке и позвонил Уокеру. Рассказал, как мне все понравилось, как здорово с коробкой придумано, а он такой: «Слушай, ты о чем? Тебе не тот вариант прислали! Все уже изменилось». Мне прислали 13 вариант. Его я снимать не хотел. Пошел в New Line и сказал Майку Де Луке, который был тогда главным, что мне нравится первый вариант сценария. К счастью, он ему тоже больше понравился. Де Лука предложил мне разработать фильм за шесть недель», - рассказывал режиссер. В этом фильме впервые в творчестве Финчера возникает образ большого американского города, в котором почти все время идет дождь и очень редко светит солнце, - в таком пространстве действуют герои этой и последующих картин режиссера.

Лента получает прекрасные отзывы в прессе и становится одним из лидеров кассовых сборов 1995 года, и это несмотря на отсутствие так любимого американскими зрителями хэппи-энда. Финчер еще раз демонстрирует, что нетривиальные финалы картин - один из его излюбленных режиссерских приемов. Многие критики называют фильм «Семь» в числе лучших триллеров в истории кино, отмечая прекрасную игру актеров Кевина Спейси, Моргана Фримена и Брэда Питта. Питт стал для Финчера «своим» актером, актером-тотемом, проводником его взглядов на картину мира. На сегодняшний день Брэд Питт снялся в 3 картинах Финчера.

После фильма «Семь» Финчер удивил всех остросюжетной «Игрой» (1997), невероятный финал которой вводил всех зрителей в состояние легкого коматоза. Через два года Дэфид Финчер снимает свой самый эпохальный фильм – «Бойцовский клуб». Снятый по книге Чака Паланика (который признал, что фильм в чем-то даже сильнее книги) он приобрел статус культового режиссера - извращенная философия разрушителя Тайлера Дердена оказалась безумно популярной. После выхода фильма в некоторых странах мира были даже зафиксированы случаи организации «бойцовских клубов», которые вели подготовку к анархистским терактам.

Однако после такой высоты, на которую он поднялся в «Бойцовском клубе», в 2002 году Финчер с новой картиной «Комната страха» падает до уровня режиссера заурядного триллера, слепленного по самым клишированным голливудским лекалам. Лента сделала хорошие сборы, однако самого режиссера подвергла критика поклонников и кинокритиков.

Тем не менее, именно «Комната Страха» показывает то, на что способны современные технологии и способность Финчера довести картинку до совершенства с их помощью. Именно здесь присутствует тот самый знаменитый большой проезд, в котором камера залетает в замочную скважину, стены не представляют собой препятствия, а стекла полностью нарисованы на компьютере. Именно здесь становится важным не то, что снято, а как это снято. И нарушая порой законы реальности, Финчер ставит перед собой цель создать безупречную картинку и заставить зрителя погрузиться в происходящее и верить каждому кадру и движению героев.

Свою любовь к самым новым технологиям Финчер подтвердил и в фильме «Зодиак», который вышел спустя пять лет после «Комнаты страха». «Зодиак» — стал первой картиной в истории голливудского кинематографа, полностью снятой на цифровую камеру Thompson Viper, которая записывает видео одним потоком без сжатия. Лента между тем жутко проваливается в национальном прокате, но при этом ее неплохо оценили критики и специалисты – картина даже принимала участие в каннском кинофестивале.

И вот в начале этого года Финчер выпустил самую масштабную свою картину – «Загадочную историю Бенджамина Баттона». Фильм про человека, у которого психологическое и биологическое развитие развиваются прямо противоположными курсами. Чем старше он становится, тем моложе выглядит. Фильм снабжен невероятными эффектами, причем не из области взрывающихся поездов и горящих пароходов, а простых, но совершенно ошеломляющих фокусов, которые происходят в фильме с лицом Брэда Питта, снявшегося в главной роли в этой картине. Фильм очень хорошо приняли и зрители и критики, и очень может быть, что именно с этим фильмом Финчер войдет в академическую элиту американского кино. Его фильм номинирован на 13 номинаций премии «Оскар». Теоретически он может даже побить рекорд «Титаника», выигравшего 11 статуэток. Но конечно это для Финчера, как и для его настоящих поклонников не главное. Самое важное, чтобы он просто продолжал снимать кино.