|
|
|
|
Грязное белье сатаны
«Шайтан» с Венсаном Касселем – самый отмороженный фильм сезона о черте, поймавшем дураков.
Ловля чертей – занятие не для всякого. Это как с зимней рыбалкой, нужен особый душевный склад и природная склонность. Поэтому советовать кому-либо посмотреть фильм «Шайтан» довольно жестоко. Чуждый инфернальностям зритель через двадцать минут начнет подвывать от творящегося на экране мракобесного скотства. Антибуржуазный пафос по-прежнему способен завести француза довольно далеко.
На приснопамятной «Бланш» краснели самые отъявленные матерщинники, «Шайтан» вгоняет в оторопь даже переживших комедии с Мартином Лоуренсом.
Под Рождество три приятеля-гопника отправились в клуб, где один из них получил бутылкой по голове. Прихватив барменшу и одну из посетительниц, друзья двинули за город – в дом новой знакомой. Провинция оказалась населена косорылыми дегенератами, похотливыми ведьмами и прочими странными субъектами. Самый же странный из них – сторож дома в обличье Венсана Касселя с торчащими усами, шальной ухмылкой и в резиновых ботах.
Гости ведут себя шумно и хамски, но никого это, кажется, не смущает: сельская жизнь, простые нравы и все такое. Неприятные эпизоды до поры до времени разрешаются благополучно, однако ясно, что добром дело не кончится; застольный разговор о шайтане, потребовавшем новорожденного ребенка, и беременная жена сторожа, которую он прячет в задней комнате, надежд на хеппи-энд не оставляют.
Все это, впрочем, не важно. Сценарий «Шайтана» из рук вон плох, оператор тоже за свое искусство душу дьяволу не продал.
Достоинства фильма (если кто-то согласится их признать) – в персонажах и ситуациях, а также в решимости режиссера Кима Шапирона достать зрителя до кишок. Это ему вполне удается – душераздирающее воспоминание-флэшбек о неудачном куннилингусе в летнем кемпинге и грязные трусы Касселя потрясают воображение. В области отвратительного Шапирон отчего-то последовательней, чем в прекрасном; сцена любви втроем оказалась, напротив, крайне сдержанной, хотя, казалось бы, чего уж мелочиться.
Однако из всего этого похабного мусора складывается занятная по-своему история о дуралеях, попавших в лапы к черту – во вполне средневековом смысле.
Тупоумная мерзость героев, словно в зеркале, отражается в мерзости происходящего. Их суетливая похотливость – в духовитой атмосфере сельской простоты нравов, их хамство – в касселевской дебильной клоунаде. А их первобытная невинность отчетливо выступает на фоне действительно очень плохих вещей. При известной наглости можно предположить, что «Шайтан», отличный комментарий к парижским бунтам и поджогам, гротескный клип с громящими город рэперами, который герои смотрят по телевизору, навевает мысли.
Впрочем, поджоги там или что – прокатчики сыграли отличную шутку, запустив «Шайтана» в широкий прокат.
Авторитета картине, видимо, добавило участие Касселя в продюсировании ленты. Что ж, отправившихся на этот как бы молодежный комедийный хоррор ждет масса открытий. Они узнают, что место рождения смеха – та же зона, где рождаются и стыд, и ужас, и отвращение. Что бесчисленные цитаты из культовой классики можно провернуть в такой гнусный фарш – Ардженто поседеет. И что бескомпромиссная отмороженность может порой с успехом заменить талант, особенно на фоне царящей скуки.
gazeta.ru
|
|
|
|
|
|
|