Можно добавить, и одного режиссера. Если бы не встретила она давным-давно в Кишиневе кинорежиссера Эмиля Лотяну, неизвестно, как сложилась бы ее жизнь.Девочка с французскими корнями из молдавской деревни, единственный ребенок в семье, с которого не только сдували все возможные пылинки, но и активно учили жить, решила, в конце концов, поступать на юридический факультет Кишиневского университета. Вот в этот период, во время вступительных экзаменов, и произошла судьбоносная встреча молодой Светланы со съемочной группой картины «Красные поляны». Началась эта встреча на троллейбусной остановке с банальнейшего вопроса: «Девушка, хотите сниматься в кино?»Она прошла пробы, была утверждена на роль, начала сниматься. Лотяну, увидев ее, моментально все понял и не отпустил от себя. Естественно, ни о каком юридическом не могло быть и речи. Отец был недоволен, взял с нее слово, что она все равно поступит в вуз спустя какое-то время и получит полноценное высшее образование. А Эмиль Лотяну вынужден был дать родителям расписку, что с девушкой ничего не случится.Расписка не помогла, да и не могла помочь. Случилось, да еще как. Между 29-летним Лотяну и юной актрисой закрутился-завертелся бурный роман, да такой страстный, что искры летели.Лотяну был требователен, повышенно строг, даже жесток во время съемок и подчеркнуто нежен в перерывах между этими самыми съемками. А что еще нужно девушке? Конечно, история взаимоотношений с Лотяну захватила ее на долгие годы. Хотя, надо заметить, официальными супругами они никогда не были. Но их бурные встречи и расставания, скандалы и примирения очень напоминали напряженную семейную жизнь.На самом деле мужем Светланы Тома стал ее однокурсник, актер Олег Лачин, от которого и родилась дочка Ирина, ставшая впоследствии достаточно известной актрисой Ириной Лачиной, знакомой вам хотя бы по сериалу «Леди Бомж». Но семейная жизнь не слишком сложилась — Олег неожиданно погиб, пытаясь помочь незнакомым людям управиться с лодкой. Впрочем, сколько бы мужчин ни было в жизни Светланы, знаковым на протяжении десятилетий оставался один — режиссер Лотяну.Однако пик их взаимоотношений наступил несколько позднее, когда начались съемки картин «Лаутары» и «Табор уходит в небо». До этого Тома снялась в фильме «Живой труп» режиссера В. Венгерова (ее партнерами были А. Баталов, И. Смоктуновский, О. Басилашвили) в роли цыганки Маши. После этого неудивительно, что, снявшись в «цыганских» ролях и у Лотяну, Тома стала главной «дежурной» цыганкой советского кинематографа.«Лаутары» и «Табор» тоже снимались непросто. Лотяну привычно свирепствовал, роли требовали больших физических затрат, работая над походкой цыганки Рады, Тома носила на ногах двадцатикилограммовые грузы — совершенствовала пластику. Очень скоро стала похожа на настоящую цыганку — один раз ее даже задержала милиция, обвинив в краже пирожного. Тома чуть не погибла во время съемок сцены бешеной скачки на фаэтоне.Роль свободолюбивой красавицы Рады из фильма «Табор уходит в небо», Рады, которую полюбили одновременно конокрад Лойко Зобар и дворянин Силади, стала главной ролью в жизни Светланы Тома. Тем более фильм был принят публикой триумфально. Кинематографическое начальство, правда, было сильно смущено обнаженной грудью Светланы Тома, но зрителей грудь не смутила — скорее, наоборот. «Табор» получил порядка 30 призов на различных фестивалях (в том числе в Париже, Сан-Себастьяне, Белграде), его закупили 140 стран мира, в прокате он занял безоговорочное 1 место (его посмотрели 64,9 млн. зрителей). А Светлана Тома была признана актрисой года по авторитетному опросу журнала «Советский экран».Неудивительно, что после такого всплеска славы отношения Лотяну и Тома несколько разладились — после кульминации, по законам композиции, всегда следует спад. Тем более у Эмиля появилась новая пассия — юная Галина Беляева, которая стала его женой и главной актрисой определенного периода жизни. С ней он снял картины «Мой ласковый и нежный зверь» и «Анна Павлова». Но оба эти фильма не имели успеха «Табора», из «Зверя» запомнился разве что божественный вальс Евгения Доги, заигранный нынче до уровня ширпотреба, а «Анна Павлова» и вовсе подверглась обструкции со стороны критиков и балетных специалистов. Удивительно другое — в обеих картинах снялась и Светлана Тома, довольствовавшись ролями второго плана и не обращая внимания на соперницу.Я видел Светлану Тома в спектакле Кишиневского театра «Маленькие трагедии» — она не произвела большого впечатления в качестве драматической актрисы. Наблюдал за Лотяну и Тома и на одном из ялтинских кинофестивалей. Все участники жили тогда на теплоходе, и Лотяну в белоснежном костюме смотрелся неотразимо, как и его бывшая пассия, сохранившая элегантность, подтянутость и редкое своеобразие. Это была красивая пара, даже когда существовала порознь.Смерть Эмиля Лотяну от тяжелой болезни объединила двух главных женщин его жизни. Они обе стояли у гроба и даже обнимались, разделяя нахлынувшее горе. Чего было в этом больше: искренней печали или вполне простительной для актрис работы на публику — не мне судить.
1k.com.ua
|