Голливудская драма "В погоне за счастьем" бесстыдно мусолит вечнозеленую тему "американской мечты" и наглядно иллюстрирует разность наших менталитетов.
Мечтая о легкой наживе, Крис Гарднер решил заняться сетевым маркетингом. И ладно бы втюхивал чудо-пылесосы доверчивым бабулям, так нет: в тот самый момент, когда в США набирала обороты "рейганомика" и соцзащита пала жертвой гонки вооружений, Крис решил торговать непонятной медицинской аппаратурой. Выглядит это чистейшим шарлатанством. Особенно, когда один сломавшийся, прости господи, тензиометр он собственными руками разберет, починит и соберет обратно. Но вообще Крис - парень головастый. Когда от него уйдет жена, полиция арестует счета, а домовладелец выгонит из квартиры, он вопреки всему будет учиться на брокера. Выучится, и преуспеет, и станет миллионером, и сына вырастит, и дерево посадит.
В основе "Погони за счастьем" лежит биография реального Криса Гарднера. Будущий владелец инвестиционного фонда действительно бомжевал, обитал в ночлежках, кушал по случаю, но через все бытовые тернии пришел к финансовому счастью. Однако что для американца реальность и жизнь парня с соседней улицы, для русского - сказки. За последние лет 20 отечественные политики проводили самые изощренные реформы, самые немыслимые экономические кульбиты, но никто не удосужился придумать термин "новая русская мечта", потому что и старой русской у нас не было. А вот в Америке мечта есть, и верят в нее все поголовно. "Наша страна построена на вере в то, что каждый человек, обладая достаточной волей и решимостью, может построить собственную жизнь и собственное состояние - подняться из самых низов до самого верха. Каждый раз при виде кого-то, кто нашел в себе подобную силу и усердие, мы задаем себе естественный вопрос: был бы я сам способен на это?" - поясняет исполнитель главной роли Уилл Смит.
При просмотре "Погони" срабатывает простой принцип: сытый голодного не разумеет. То есть я знаю, что где-то вокруг меня есть абстрактные возможности, зафиксированные к тому же в конституции, которые можно конвертировать если не в инвестфонд, то хотя бы в маленький свечной заводик. Но нащупать эти возможности в пределах РФ отчего-то не получается. А тут Крис Гарднер складывает кубик Рубика и, проведя ночь в КПЗ, вваливается на биржу с тензиометром наперевес. Никакого морального права не верить в эту историю у меня нет: в конце концов, перед глазами родные самородки: Герман Стерлигов с "Алисой", профессор Березовский... Но и сопереживать герою "Погони" не хочется.
Как особую изюминку создатели фильма преподносят тот факт, что режиссер Муччино родился по другую сторону Атлантики и только-только дебютировал в Голливуде. Мол, взгляд иностранца на "нашу мечту" объективен априори, потому как лишен крикливого патриотизма и совсем уж слюнявой сентиментальности. Но на деле выясняется, что штатовская мечта и в Африке мечта, и взгляд иностранца ничем не отличается от сотни других, домашних. "В погоне за счастьем" достоин занять свое место в ряду социальных драм категории "из грязи в князи", но никакого ключа, никакой технологии успеха, за исключением вечного "упорство и труд", он не дает. Конечно, если не принимать всерьез тот скользкий посыл, что нужно еще гонять за пончиками боссу, одалживать последние пять баксов и вообще подлизывать при любом удобном случае. Этот нюанс - пожалуй, единственное новшество фильма. Все остальное подробно описано Дейлом Карнеги и еще тысячей авторов разных пособий.
И еще насчет "русской мечты". Я соврал. Она на самом деле есть. В постперестроечном фильме "Гений". Проныра-кооператор Сергей Ненашев - суть наш Крис Гарднер. Причем бабло он зашибает походя, с шутками, прибаутками и ментовскими разборками. Да и рецепт счастья описан в "Гении" во всех подробностях: можно продавать азербайджанцам фальшивые параболические антенны, снимать оргии бизнесмена с проститутками и шашни директора театра с официантом. И только нудный янки догадается торговать тензиометрами и жаловаться потом, что спрос упал. Особенности национальной мечты, что поделать.
ytro.ru
|