|
|
|
|
7 фактов о режиссере «Парфюмера»
1. В профессии Тиквер - самоучка. В знаменитую Берлинскую киношколу его не приняли, и он, решив не возвращаться в Вупперталь (Северный Рейн-Вестфалия), устроился работать механиком в столичный кинотеатр Moviemento, очень скоро сделав в его стенах головокружительную карьеру: «В 23 года я стал управляющим, получил возможность крутить свои любимые арт-хаусные фильмы и полузабытые шедевры. До 100 в месяц! Меня пригласили на телевидение вести передачу о кино, я брал интервью у своих кумиров и, конечно же, мечтал сам снимать фильмы».
2. Идею дебютной короткометражки Тикверу подкинул режиссер со странным (опять же для русского уха) псевдонимом Роза Фон Праунхайм: «Я хотел снять фильм ужасов, а он посоветовал начать с истории, основанной на моем собственном опыте, - например, о ссоре с подружкой». Так появился фильм «Потому что» (1990) - своего рода набросок, эскиз позднее прославившей Тиквера «Лолы», - после фестивального успеха которого телеканал ZDF дал начинающему режиссеру денег на съемки полнометражного фильма «Deadly Maria».
3. «Смертоносной Марией» (1993) Тиквер публично признался в своей любви к фильмам ужасов: безумная женщина - жертва отца-деспота, коллекция мертвых насекомых, вываливающийся из шкафа труп нелюбимого мужа. Снятый для ТВ фильм запустили в кинотеатрах, и критики тут же объявили Тиквера продолжателем традиций Хичкока-Линча-Коэнов. «Я должен был пройти через это, избавиться от желания подражать другим», - оправдывался режиссер, который уже был совладельцем производственной фирмы X Filme Creative Pool GmbH и снимал на юге Германии драму «В зимней спячке» с невероятным для него бюджетом аж в 5 млн немецких марок.
4. Неудача «Спячки» (1997) в прокате, едва не разорившая X Filme, стала для Тиквера стимулом к срочным съемкам «потенциального коммерческого хита».
Самое удивительное в истории создания «Лолы» то, что режиссеру удалось наскрести 1 миллион долларов на картину-эксперимент. «Кино может управлять временем, и чаще всего в 90 минут укладывают целую жизнь. А я решил растянуть 20 минут на полтора часа, одновременно снять фильм и два его римэйка и посмотреть, что из этого получится. Все, к кому я приходил, спрашивали меня: «Неужели твое кино действительно будет три раза начинаться и три раза кончаться?» Говорили, что это будет полный бред, но деньги все-таки давали».
5. Триллер «Беги, Лола, беги», снятый в Берлине за три недели, стал самым кассовым немецким фильмом 1998 г., визитной карточкой Тиквера и культовым европейским фильмом 90-х, насобирал кучу наград на фестивалях и превратил подругу режиссера Франку Потенте в кинозвезду мирового масштаба.
Помимо необычной структуры картину отличает и бешеный ритм, в котором разворачиваются события. Камеры едва поспевают за героиней, бегущей по городу. При этом режиссер не использовал ни единого спецэффекта, ни декораций.
6. Роль Сисси в «Принцессе и воине» (2000), так же как Лола, была написана «на Потенте» и, увы, стала последней совместной работой актрисы и режиссера. Их личный и творческий союзы распались, и в первой англоязычной картине Тиквера «Рай» (2001) главная женская роль досталась Кэйт Бланшетт.
7. Спасением парадоксально стало погружение в извращенный внутренний мир Жана-Батиста Гренуя - одного из самых жестоких серийных убийц в мировой литературе. О желании экранизировать «Парфюмера» в разное время говорили Стэнли Кубрик («С широко закрытыми глазами»), Ридли Скотт («Гладиатор»), Мартин Скорсезе («Авиатор»), Милош Форман («Человек на Луне»), но продюсер Берндт Айхингер, купивший права на киноверсию романа Зюскинда, доверил 60-миллионную постановку именно Тикверу («Том был к этому готов во всех смыслах слова»). Выбирая актера на роль Гренуя, режиссер отказался от предложенных ему Джонни Деппа и Орландо Блума и остановился на малоизвестном англичанине Бене Уишоу («Слоеный пирог»). Звезды Голливуда получили роли второго плана (Дастин Хоффман, сыгравший парфюмера Балдини, и Алан Рикман в роли консула Риши). «Это история о талантливом человеке, жаждущем быть любимым,- говорит накануне премьеры Тиквер. - Это большое кино, но я постарался сделать его очень личным».
|
|
|
|
|
|
|