Искрометной комедии Михаила Козакова «Покровские ворота» исполнилось 25 лет. Картина с честью выдержала испытание временем и стала классикой отечественного кинематографа. И сегодня молодые зрители охотно смотрят комедию, невзирая на то, что вроде бы знают наизусть каждую реплику.
В фильме заложен какой-то код
После премьеры «Покровских ворот» взошла звезда молодого Олега Меньшикова. Не секрет, что Олег Евгеньевич сегодня суперзакрытый актер.
Он вообще не дает интервью, не общается с прессой. Но промолчать в юбилей его, возможно, самой лучшей картины в жизни актер даже при всей закрытости себе не позволил. И Олег Евгеньевич согласился исключительно ради юбилея картины на одно-единственное интервью каналу НТВ, программе «Главный герой».
- Олег Евгеньевич, сценарист фильма Леонид Зорин рассказал нам, что с себя писал Костика. Он - прототип этого героя.
- Неужели? Я только сейчас первый раз от вас об этом узнал! - удивился Меньшиков. - Признаться, тогда я был уверен, что играю прототип Козакова. Ну мне так казалось. Потому что он - автор, он сидит грустный у руля, смотрит, как рушится Москва, и так далее. По сюжету он вспоминает свою молодость. Значит, кого я играю? Естественно, Козакова!
И тогда я не знал, что Леонид Германович Зорин лично принимал участие в том, чтобы меня утвердили в картину, не поругали сильно с Райзманом, у которого я должен был сниматься, чтобы дальше моя творческая жизнь сложилась.
(Дело в том, что, когда Меньшиков только пробовался в фильм «Покровские ворота», его уже утвердил в свою картину «Частная жизнь» другой режиссер - Юлий Райзман. Но драматург Зорин уже был не в силах смириться с тем, что может потерять найденного Костика. И он откровенно написал Юлию Райзману о том, что Меньшиков ему необходим, что фильма без него не видит. В итоге Райзман с королевской щедростью отдал киногруппе своего артиста. - Прим. ред.)
- Вам, москвичу, трудно было сыграть в «Покровских воротах» приезжего?
- Да нет, ну вы что... Во-первых, там это настолько не важно... Во-вторых, не забывайте, что еще был Советский Союз. А тогда кто бы ни приехал, он всегда приезжал домой - в Москву он приехал или в Тамбов, или в Баку, какая разница.
- В какой момент вы почувствовали, что попали в автобиографический образ, придуманный Зориным?
- Вы знаете, я ничего такого не почувствовал, потому что я существовал в свое удовольствие. Прекрасные люди вокруг, да еще все такие известные мастера, и все приняли меня замечательно. Просто, видимо, они с Козаковым вдохнули в образ уже нечто, что мне пришлось всего лишь озвучить. Потому что я в себе - без тени кокетства говорю - заслуги за создание этой роли не чувствую вообще. Это абсолютно их дитя.
- То есть этот адрес - Покровские ворота - для вас, Олега Меньшикова, ничего не значит?
- Для меня значит название фильма, с которого, собственно, началась моя творческая биография. Ну, правда, она началась чуть раньше все-таки. Но такая громкая - именно с этого фильма. Считают, тут-то я и прямо подскочил знаменитым, чего на самом деле не было. Ну, не важно. А важно то, что этот фильм все-таки уже почти три десятка лет держит внимание зрителя. Значит, что-то в нем есть, какой-то код в нем заложен.
- А вы сами разделяете ностальгию Зорина, Козакова по коммуналкам, коммунальной эстетике?
- Это не ностальгия по коммуналкам, это ностальгия по молодости! Это если вы меня сейчас спросите, как я отношусь к Брежневу. Ну как я к нему отношусь? Да замечательно, потому что это моя молодость. Поймите правильно, о чем я говорю, не к Брежневу я как-то отношусь персонально, не об этом речь. И не коммуналки их вдохновляли на создание «Покровских ворот», а вот то, что в них творилось. Поэтому коммуналка - это как такой знак времени, но за знаком еще очень, очень много всего! И мне не надо было понимать, как живут в коммуналках! Это был дух. Я-то и не понимал, когда «Покровские» снимали, что там за дух такой особенный, потому что сам не жил там. А теперь понимаю - уходит, уходит... видимо, думаю, не дух уходит, а молодость уходит!
В коммуналках пожить не успел
- А вы сами, как ваш герой Костик, в коммуналках вообще никогда не жили?
- Мне было совсем мало лет, когда моя семья недолго жила в коммунальной квартире, и я из того ничего не помню. Коммуналка у нас не такая была, как в фильме. В нашей, по-моему, было две семьи всего. Щадящая коммуналка. Ну мне это, собственно, было до лампочки.
- В фильме интеллигентная одинокая тетушка, у которой живет провинциал аспирант Костик, часто в умилении смотрит телевизор. У вас в детстве был телевизор вообще?
- Был такой обыкновенный, черно-белый. А потом я помню, когда родители первый раз купили цветной телевизор, наверняка в долги влезли. Как сейчас помню, первая картинка была: отец все настроил, включаем. И видим - поле тюльпанов красных во весь экран. Мама дорогая! Вот эту картинку я навсегда запомнил. Цветные телевизоры тогда не у всех были, я гордился, это же событие было в жизни двора! (Смеется.)
- Как, на ваш взгляд, разный ли менталитет у вашего героя 20 лет назад и сегодняшних молодых людей?
- У меня нет ощущения, что есть большая разница в менталитете тогда и сейчас. Разница во времени. Разница в том, как Костик смотрит и смотрел бы сейчас на то, что происходит, безусловно, есть. Но менталитет, мне кажется, вообще слово идиотское.
- А вы тогда что-нибудь просили изменить в сценарии, что-то предлагали свое?
- Да бог с вами, какие предложения? Вы что, мне было 19 лет! Сопля какая-то, которая пришла на съемочную площадку с предложениями, понимаете! Это у нас сейчас все с предложениями приходят. А тогда так: ты сделай! Ты раз, два, три скажи органично, потом мы посмотрим на твои предложения.
- А сейчас вы, если не секрет, чем занимаетесь?
- Ой, сейчас я хочу, чтобы быстрее написали мне пьесу, хочу моноспектакль делать. Еду на 5 дней в Лондон - просто по делам и отдохнуть. Там, мне сказали, есть термальные источники.
Полную версию интервью с Меньшиковым смотрите 28 апреля в 20.50 на канале НТВ в программе «Главный герой».
cinema.ya1.ru
|