«Цепями брак не удержать. Только нити, сотни тонких нитей связывают людей в течение многих лет» (Симона Синьоре).
На телеканале ОРТ показали французский криминальный фильм «Пистолет полицейского «Питон-357», снятый 25 лет назад и среди прочего примечательный тем, что в нём в последний (четвёртый по счёту) раз сыграли вместе Симона Синьоре и Ив Монтан, супруги по жизни, чья судьба была бурной, подчас скандальной, но всё-таки общей для них обоих в течение более тридцати лет. Симона, тяжело перенося постоянные измены Ива, довольно быстро пристрастилась к спиртному, начала резко полнеть, стареть буквально на глазах у зрителей, в последние годы не могла уже передвигаться. Однако ничуть не комплексовала по этому поводу и не столько с вызовом, сколько с удивительным достоинством представала на экране «святым чудовищем», как будто дословно воплощая это французское определение по отношению к великим актёрам.
Вот и в ленте «Пистолет полицейского «Питон-357» она, будучи всего лишь 55-летней, разъезжает в инвалидной коляске, причём эта парализованная женщина держит в руках весь город, о чём отнюдь не каждый догадывается. Синьоре нередко бывала в кино властной женщиной, как говорится, с мужским характером, утверждая всем своим поведением настоящий матриархат («Сгоревшие риги», «Трудный день для королевы»), участвуя в решающих исторических событиях наравне с мужчинами («День и час», «Горит ли Париж?», «Армия теней», «Признание») или же вступая с ними в напряжённый (действительно не на жизнь, а на смерть) конфликт («Тереза Ракен», «Дьявольские души», «Салемские колдуньи», «Кот», «Вдова Кудер»). И тем не менее самые лучшие роли сыграны её на контрапункте недюжинной силы воли и типично женской слабости перед собственными чувствами («Место наверху» - в нашем прокате «Путь в высшее общество», «Корабль глупцов», «Вся жизнь впереди», «Северная звезда»).
Не такой ли - одновременно непреклонной и податливой, способной всё преодолеть и ищущей забвение в выпивке, мощной натурой и мучимой болезнями женщиной - была Симона Синьоре и в реальной жизни, уйдя в мир иной в возрасте 64 лет. Она, между прочим, являлась ровесницей Ива Монтана, пережившего её лишь на 6 лет. В этом году они оба могли бы отметить своё 80-летие. А встретились, когда им было по тридцать. Синьоре состояла в удачном, казалось бы, браке с режиссёром Ивом Аллегре, у которого снималась в фильмах «Демоны зари», «Деде из Антверпена» и «Проделки», а также родила от него дочь Катрин, будущую актрису. Монтан имел за плечами немало романов, в том числе с Эдит Пиаф, которая, как говорят, его и сотворила для искусства (во всяком случае, благодаря Пиаф он стал певцом). Симона бросила всё и ушла ко второму в своей жизни Иву, который (чем не перст судьбы?!) был не только тёзкой Аллегре (пусть настоящее, итальянское имя Монтана - Иво), но и родился в один день с ним - 13 октября, хотя и с разницей в 14 лет. Надо думать, Ив Монтан ценил эту самоотверженность Симоны Синьоре и по-своему был верен жене, поскольку всегда возвращался к ней после очередного любовного приключения (допустим, с Мэрилин Монро на съёмках ленты со знаменательным названием «Давай займёмся любовью») и не оставлял стремительно и неотвратимо гаснущую Симону вплоть до её смерти.
Интересно, что первый муж Ив Аллегре умер через полтора года после этого, едва не дожив до преклонных восьмидесяти. И в его судьбе, по всей видимости, не было иных ударов после ухода от него Синьоре. Однако лучшие работы Аллегре остались в далёких 40-50-х, а Симона Синьоре и Ив Монтан, конечно, доставляя друг другу немало страданий за пределами экрана, оказались более жизнеспособными в творческом плане, долго радуя зрителей своим истинно драматическим талантом. И вряд ли Синьоре вышла бы в кино из рамок всё-таки романтического амплуа, сформированного в том числе в картинах Аллегре, если бы однажды решительно и бесповоротно не изменила собственную жизнь, пусть и не зная, что обречёт себя не только на счастье, соединяясь с Монтаном.
Вот и гадай, что лучше: тихое и спокойное существование до самой старости, которое могло бы и не найти отражения на экране в серии психологически обострённых, жизненно неоднозначных, порой мучительно исповедальных ролях Симоны Синьоре, или же нервная и изломанная судьба, прервавшаяся раньше срока, но одарившая прежде красивую женщину неисчерпаемым знанием глубин человеческих пороков и высот людского благородства. Самосжигающая жизнь способна озарить под занавес неким непостижимым светом. Французские критики отзывались об «абсолютно фантастичной» Синьоре в её предпоследнем фильме «Северная звезда», где она играла 60-летнюю хозяйку сдаваемых в наём комнат, которая никогда не выходила из пансиона по причине болезни, но оказалась подвластной «самой последней любви», испытываемой к одному из постояльцев, беглому преступнику (в его роли - Филипп Нуаре).
Звезда сверкнула напоследок - и через три года исчезла. Но её свет продолжает идти к нам.
А на кладбище Пер-Лашез покоится в одной могиле прах Симоны Синьоре и Ива Монтана.
|