Прокатная компания «Гемини Фильм» сообщила, что в третий уик-энд демонстрации в российских кинотеатрах фильм «9 рота» Фёдора Бондарчука побил рекорд отечественного проката, собрав по состоянию на 17 октября 594 081 456 рублей или 20 824 528 долларов. Данную ленту уже посмотрели 5 227 404 зрителя. «9 рота» легко обошла не только прошлогоднего лидера «Ночной дозор», но и рекордсмена первой половины 2005 года - «Турецкий гамбит», у которого имеется на счету $19,3 млн. Любопытно отметить, что все три названных картины выпущены в российский прокат именно фирмой «Гемини Фильм».
Преувеличенная гордость за национальный продукт в жанре фантастического боевика, который якобы не хуже голливудских аналогов, теперь уверенно крепнет на военно-патриотическом материале, будь то русско-турецкие баталии почти полуторавековой давности или 16 лет назад случившиеся события в Афганистане накануне вывода ограниченного контингента советских войск. Причём экранная мифология, даже в том случае, когда она подкреплена реальными фактами, творится всё равно вопреки исторической правде, если под таковой разуметь не частные случаи удачно проведённой в итоге шпионской операции, как в «Турецком гамбите», или же героическое отстаивание никому уже не нужной высоты в «9 роте». Поскольку патриотический пафос, внушаемый с кинополотна, мало соответствует подлинному контексту развития мировой истории и лежит скорее в области легенд и баллад, нежели эпоса, романа и драмы.
А вместо анализа того, что на самом деле произошло на этих войнах у южных пределов России, и извлечения необходимых уроков из ситуаций открытого противостояния с мусульманским миром (ныне он всё чаще оказывается второй полярной силой в общественно-политическом положении на планете), не говоря уже о потребности своеобразной «расплаты с прошлым», что мужественно сделали американцы, преодолевая последствия «вьетнамского синдрома», современным российским зрителям предлагается совсем иное. В частности, советская идеология оправдывала вторжение в Афганистан примерно такими же словами, как недавно это сделала хвалёная американская демократия, намереваясь навести порядок тоже в Афганистане и ещё в Ираке. Согласно формирующемуся сейчас у нас понятию «неосоветизма» (однако сами приверженцы данного мировоззрения склонны именоваться патриотами, но вполне могли бы вспомнить и о «национальной гордости великороссов»), следует воспевать в искусстве то, чем мы привыкли восхищаться и в социалистические времена. «В жизни всегда есть место подвигу», «И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», ну и т.д.
Положительным героем вновь становится тот, кто кладёт всего себя без остатка на алтарь общественного долга и ради славы отчизны. Опять приходится гордиться «новыми Александрами Матросовыми», которые легли грудью на амбразуру и защитили родину. Победили в конкретном бою за отдельно взятую возвышенность - значит, все мы выиграли в этой позорной битве на чужой территории, отстаивая там неведомо что! А хотелось бы, например, увидеть кино про тех, кто посмел сделать шаг вперёд, когда генералы, не терпящие неправильных ответов, всё-таки интересуются у солдат, направляемых в Афган, кто из них не хочет или боится. Как будто нежелание воевать при отсутствии ясной цели автоматически связано с трусостью и изменой родины. Это ведь сама родина предаёт тех, кого посылает на заклание, прикрываясь лицемерными призывами к патриотизму. И новые российские фильмы продолжают пропагандировать патриотические смерти во имя и на благо…
|