5 августа, 8.10 (РТР) - «Филадельфийская история». Одна из самых лучших комедий американского и вообще мирового кино, включенная только в качестве откровенного издевательства в телеэфир ранним субботним утром летнего месяца августа. Однако получить настоящее удовольствие от искрометного и умного диалога беспрестанно пикирующихся на словах друг с другом представителей весьма своеобразного любовного треугольника (перед предстоящим вторым супружеством чванливая наследница немалого состояния вдруг начинает больше ценить своего первого мужа) может помешать не только неурочный час или же вполне возможный плохой перевод оскароносного текста сценариста Доналда Огдена Стюарта. У шедевра режиссера Джорджа Кьюкора с участием великолепного трио актеров (Кэтрин Хэпбёрн, Гэри Купер и Джеймс Стюарт - увы, только последний был отмечен «Оскаром») экранный хронометраж составляет 112 минут. А на канале РТР на эту картину отведено (вместе с рекламой) 110 минут. Что означает (и это не раз уже можно было заметить за ретивыми чиновниками с российского телевидения) неизбежные купюры в действии. И как только рука поднимается на признанную классику!
5 августа, 23.30 (СТС) - «В четверг и больше никогда». Телевидение опоздало на месяц, забыв о 75-летнем юбилее «тихого классика» Анатолия Эфроса, но хотя бы вспомнило об очередной годовщине со дня смерти «кроткого гения» Иннокентия Смоктуновского, кстати, одногодка режиссера, высоко им ценимого. Название ленты «В четверг и больше никогда» звучало куда более резко и жестко, нежели нейтральное, но метафорическое по своей сути заглавие сценария «Заповедник» Андрея Битова, еще одного негромкого интеллигента в тогдашней советской культуре. Вообще этот фильм, который также свел вместе нервно чувствующего «героя нашего времени» Олега Даля (ведь перед этим Эфрос занял именно Даля в роли Печорина в телеспектакле по прозе Лермонтова), поистине оправдывающую свою «добрую фамилию» Любовь Добржанскую и лишь начинавшую сниматься в кино Веру Глаголеву, не будучи по достоинству оцененным в конце 70-х годов, сейчас воспринимается иначе и в кинематографическом, и в общекультурном контексте. Развивая умно и тактично мотивы русской классики (если брать драматургию - от тургеневского «Месяца в деревне» до чеховских пьес, интерпретированных Анатолием Эфросом на сцене), эта современная история «лишнего человека», напрасно пытающегося убежать от себя и действительности, перекликается с сочинениями Александра Вампилова для театра (кстати, двумя годами позже Олег Даль сыграет Зилова в тут же положенной на полку телеэкранизации «Утиной охоты») и предвосхищает появление поколенчески исповедального фильма «Полеты во сне и наяву». Раздумывая ретроспективно в связи с внезапной безжалостностью «российского Гамлета режиссуры» по отношению к главному герою в исполнении Даля, понимаешь, что так называемое «кино морального беспокойства», прежде всего оформившееся примерно в те же годы в социалистических странах Восточной Европы, действительно оказалось ближе по душевному настрою этой экранной работе Эфроса. Уже начавшаяся эпоха застоя не оставляла никаких иллюзий на возможность существования реальных и иносказательных заповедников, в которых можно было бы скрыться, затаиться и переждать, как непогоду, столь разъедающие душу времена. «В четверг и больше никогда» - ведь это звучит почти как гамлетовское «быть или не быть».
|