Почти две недели во французских Каннах проходил самый важный кинофорум мира – знаменитый каннский фестиваль.
Открылся фестиваль премьерой нового 3D мультфильма от студий Pixar и Disney «Вверх». Это было беспрецедентным событием для фестиваля, потому что раньше его открывали только фильмы. Но после этого началось привычное фестивальное кино. Умное, интеллектуальное, рафинированное. Одна ожидаемая лента сменяется другой. Великие режиссеры, великие актрисы, гениальное кино. Одним словом, Канны.
Именно на нынешнем кинофестивале все наконец-то увидели новый фильм легендарного Френсиса Форда Копполы «Тетро». Вслед за непонятой многими «Молодости без молодости», Коппола снова снимал на цифру. «Тетро» - это черно-белая камерная история о двух братьев (одного из которых играет Винсент Галло), их отношений с отцом и между собой. Фильм, по мнению критиков, получился неоднозначным. Безусловно, нашлись те, кого все увиденное на экране растрогало и поразило, но большинство все же углядело в новом фильме метра приближающийся закат его выдающейся карьеры.
Подобно Копполе, непонятым оказался и датский режиссер Ларс фон Триер, фильм которого ждали на фестивале с особым нетерпением. Своего «Антихриста» датчанин посвятил Андрею Тарковскому, сдобрил его изрядной долей порнографии, неким глубоким философским смыслом и в одном из кадров заставил героиню Шарлотты Гинзбур ножницами вырезать себе клитор. В общем, после показа многие зрители покидали свои места в недоумении, а экуменическое жюри, которое вручает свой приз за особую нравственность кинопроизведений, в этот раз даже присудило картине фон Триера «антиприз», выступив с жестким заявлением о его женоненавистнической природе. И вместе с тем главное жюри во главе с Изабель Юппер все-таки присудило этой неоднозначной картине один приз – за лучшую актерскую работу, который достался Шарлоте Гинзбур.
Российский фильм «Царь» российского режиссера Павла Лунгина, с Петром Мамоновым в главной роли, вызвал у публики, куда большее одобрение. Вот только, если «Антихрист» представлял основную конкурсную программу, то «Царь» - оказался во второстепенном внеконкурсном «Особом взгляде».
Правда, программа «Особого взгляда» в этом году была так же на редкость сильна. Помимо, фильма Лунгина, здесь большой интерес у критиков вызвала историческая картина испанца Алехандро Аменабара «Агора», с неподражаемой Рейчел Вайс в главной роли. Она сыграла опальную женщину-ученую Ипатию, а весь фильм наполнен страстным протестом против религиозных фундаменталистов.
Большое внимание привлекли румынские кинематографисты, которые в последнее время находятся в большом фаворе. Коренлиу Порумбою представил ленту «Полицейский — это прилагательное». Двухчасовая картина снята методом «синема веритэ», и режиссер окунает зрителя в длинные и бессмысленные трудовые будни провинциального полицейского участка: обшарпанная мебель с инвентарными номерами, допотопные компьютеры, бумажная волокита, бюрократический абсурд. Порумбойу выворачивает наизнанку жанр полицейского триллера и превращает его в абсурдистскую комедию, герои которой существуют в патологическом пространстве идеологического безвременья.
Выиграл же в этой программе фильм «Собачий зуб» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса о жизни греческой семьи в пределах частного дома. В центре сюжета - трое детей, которые никогда не выходят за забор, окружающий дом, и воспитываются в атмосфере тотальной диктатуры - их образование, свободное время, развлечения и привязанности полностью навязаны родителями.
Великолепную, философски сложную и убедительную картину «Разомкнутые объятья» привез в Канны знаменитый испанский режиссер Педро Альмодовар. В ней блестяще сыграла известная актриса Пенелопа Круз. Картина имеет сложную архитектуру и несколько уровней познания. В ее центре - драма двух любящих людей, которые пытаются выжить в жестоком мире предательства, низких страстей и духовной немощи. В результате трагических событий главный герой картины стремится забыть прошлое, превратившись в совершенно иную личность. Но к сожалению многих эта картина осталась без призов.
Знаменитый французский маэстро Ален Рене («В прошлом году в Мариенбаде») порадовал критиков «Сорняками», - романтической комедией с Сабин Азема и Андре Дюссолье в главных ролях. Этак картина Рене стала первой за 30 лет, участвующей в конкурсной программе фестиваля. Заслуженный французский кинорежиссер, 86-летний Рене был награжден специальным призом за свою полувековую карьеру.
Свой долгожданный фильм «Бесславные ублюдки» презентовал и Тарантино. Фильм Квентина Тарантино, повествующий о группе американских евреев, терроризирующих нацистов в оккупированной Франции авторитетная американская газета Variety cразу же назвала «жестокой сказкой, в которой история Второй Мировой войны чудовищно переиначена». Больших призов картина не взяла, зато почетный персональный приз как лучший актер получил Кристоф Вальц, сыгравший в фильме Тарантино эсесовского полковника.
Приз за режиссуру был присужден филлипинцу Бриллианте Мендосе за невероятно кровавый триллер «Кинатай («Резня»). Публика это решение удостоила недружелюбным свистом, посчитав его несправедливым. Стоит заметить, что по всевозможным рейтингам, которые составляются в ходе фестиваля, картина Мендосы действительно занимала последние места.
Но, пожалуй, самый большой интерес и восхищение вызвал новый фильм Жака Одиара, автора «Читай по губам» - «Пророк». Эта жестокая тюремная драма о том, как молодой араб, чтобы выжить в тюрьме вынужден работать на босса корсиканской мафии, отбывающего срок в этой же тюрьме. Первое же его задание состоит в том, чтобы согласиться на нескромное предложение сокамерника и сделать ему минет, во время которого зарезать спрятанной во рту бритвой. Этот фильм был одним из главных претендентов на «Золотую пальмовую ветвь». Но в итоге получил «Гран-при», второй по степени значимости приз фестиваля.
А триумфатором фестиваля, обладателем «Золотой пальмовой ветви» стал австриец Михаэль Ханеке с картиной «Белая лента». В картине повествуется история о детском хоре, поющем в одной из немецких деревень накануне Первой мировой войны и вынужденного подчинятся законам весьма сурового общества. Ханеке в своем фильме, по сути, занялся исследованием истоков фашизма, его зарождения, и такое серьезное художественное высказывание жюри каннского кинофестиваля не смогло оставить без внимания.
|