Columbia TriStar (США) / Видеосервис, 1999 год, 96 минут.
Режиссер Дэвид Анспог
В ролях: Энди Гарсия, Харри Беллафонте, Боб Балабан, Маргарет Колин, Альберт Холл.
Этот телевизионный фильм посвящен вечной проблеме абортов и нелегок для восприятия. Судья Джозеф Кёркленд впервые участвует в работе Верховного Суда США и сразу попадает на рассмотрение сложного и противоречивого дела. Согласно законам штата Алабама, аборт приравнивается к убийству первой степени, поэтому молодая женщина обвиняется в убийстве своего нерожденного ребенка. В большинстве других штатов США отношение к прерыванию беременности более либеральное, но чтобы выработать единую политику судебных властей, необходимо решение Верховного Суда. При предварительном подсчете голосов они разделились - 4:4. Теперь от Кёркленда зависит выбор вердикта. На его решение, как и других членов девятки, бесспорно влияет личный опыт. Когда-то семь лет назад Джозеф и его жена удочерили одно такое нежелательное дитя, а теперь мать неожиданно объявилась, желая видеть ребенка, который до этого даже не подозревал о ее существовании. А среди тех, кто в прошлом пережил аборт, - член Верховного суда Сэра Брэндон.
В фильме много интересной статистики: оказывается, в мире каждые 20 секунд совершается аборт, но 70% женщин после этого еще хотят иметь ребенка. Среди тех, кто насильственно прерывает беременность в США, 20% составляют девушки-подростки, 53% - молодежь до 25 лет, а 33% - женщины с маленькой зарплатой. В ленте присутствует и политическая активистка, борющаяся за право женщин на аборт, постоянно устраивающая манифестации перед залом Верховного Суда. Тоталитарные режимы Гитлера и Сталина некогда запрещали аборты, стремясь увеличить численность своих граждан, пригодных для военных кампаний. Но не менее осуждающе относится к прерыванию беременности также и католическая религия, отрицающая право женщин на свободный выбор, ведь зачатый ребенок - уже живое существо, даже если до пятого месяца у него еще не развито сознание. В настоящее время в США - около полмиллиона брошенных детей, но из них лишь 30 тысяч приобретают новых родителей. В то же время сделать аборт легче, чем получить родительские права.
В пафосной финальной речи герой картины Джозеф Кёркленд вроде бы эффектно разрешает проблему. Но надолго ли? Ведь эта метафизическая проблема окончательно неразрешима, и ее решение, привязанное к конкретному времени и месту, всегда будет страдать субъективизмом. Фильм смотрится с интересом, хотя и не отличается острыми перепадами судебного сюжета, а его социальность не каждому зрителю придется по вкусу.
|