Summit Entertainment (США) / West Video, 1999 год, 102 минуты.
Режиссер Майк Фиггис
В ролях: Джулиан Сэндс, Саффрон Барроуз, Стефано Дионизи, Келли Макдоналд.
Авторский фильм знаменитого постановщика «Покидая Лас Вегас» нелегок для восприятия. С первого просмотра вряд ли можно адекватно воспринять причудливый замысел режиссера, склонного к дискретному, но от этого не менее трагическому восприятию пространства и времени. В фильме воспоминания, сны и творческие фантазии героя по имени Ник прихотливо перемешаны и отделены друг друга лишь надписями главок, а чаще просто черными кадрами, аналогами квадрата Малевича.
Действие картины начинается в колониальной Кении в 1953 году, когда Ник был совсем маленьким, а кончается съемками ленты о межрасовом сексе уже в наши дни. За это время перед нами проходят самые яркие эпизоды жизни Ника, которые сформировали его не только как любвеобильного мужчину, но и в качестве творческой личности. Режиссерская манера Фиггиса (а он обычно еще и пишет музыку к своим замечательным фильмам) предполагает в каждом зрителе прежде всего беззастенчивого вуайериста. Кажется, девизом ленты мог бы стать лозунг: «Вуайеристы всех стран, соединяйтесь!». Зрителю покажут: хорошеньких близнецов в неглиже перед зеркалом, главную героиню Клаудию - со спины в ванне, половой акт в кухне, парочку сцен лишения девственности и еще ритуальное убийство в пустыне.
Но в отличие от ряда работ Марко Феррери, с которыми «Потерю сексуальной невинности» будут неизбежно сравнивать, стиль Майка Фиггиса более сухой, сардонический. Любопытно наблюдать, как детские подглядывания за негритянкой в старомодном белом лифчике потом трансформируются в фильм Ника о грехопадении юной пары в африканском раю, где есть и змея, и белые охотники со свирепыми псами, самозабвенно травящими несчастных влюбленных. Джулиан Сэндс (памятный как поэт Перси Шелли из картины «В готическом стиле» Кена Расселла) со своим пассивным и инфернальным имиджем идеально вписывается в роль холодного вуайериста. Интересна перекличка сна Ника (когда его кусает некто в ухо) со знаменитыми кошмарами из «Часа Волка» (1967) Ингмара Бергмана. Однако цветовое решение большинства воспоминаний скорее схоже с образами другой бергмановской ленты «Шепоты и крик» (1972) с ее акцентом на розово-красные интерьеры, напоминающие полость возбужденной женской вагины. Есть в причудливой работе Фиггиса и близость к мистицизму позднего Кшиштофа Кесьлёвского, когда Клаудия в исполнении Саффрон Барроуз незадолго до своей насильственной смерти сначала неожиданно встречает слепую женщину (символ жестокой судьбы), которая бьет ее палкой, а потом - своего однояйцевого близнеца, отлученного от нее. Эпизод с избиением школьника Ника в закрытом учебном заведении вызывает неизбежные ассоциации с ретроспективными сценами в замечательном фильме «Счастливого рождества, мистер Лоренс» (1982) Нагисы Осимы, но явно уступает по выразительности кадров. Наиболее удалась сомнамбулическая сцена купания обнаженной героини в африканском озере, дважды повторяющаяся, но от этого не теряющая своей волшебной магии.
|