Jersey Films, Mutual Film Company, Universal Pictures (США) - BBC (Великобритания) - Cinehaus, Telemunchen (Германия) - Marubeni, Toho Company (Япония) / Мост Видео, 1999 год, 114 минут.
Режиссер Милош Форман
В ролях: Джим Кэрри, Кортни Лав, Дэнни Де Вито, Пол Джаматти, Винсент Скьявелли, Джерри Беккер.
Попытка рассказать об еще одной эксцентричной личности, осуществленная под чутким руководством режиссера Милоша Формана («Полет над гнездом кукушки») на основе сценария Скотта Александера и Лэрри Карашевски («Эд Вуд»), стала их новым триумфом. Эстрадного комика Энди Кауфмана (в 1984 году умер от рака довольно молодым, в 35 лет), скандальную звезду американского шоу бизнеса 70-х годов, блистательно сыграл Джим Кэрри, актер, превратившийся за последние годы из нового Дэнни Кея («Маска») в великого комического актера («Шоу Трумена»). Энди Кауфман принял эстафету от Ленни Брюса, некогда шокировавшего Америку своими сатирическими эскападами, но его комический дар выдохся не от губительного воздействия алкоголя и наркотиков, а от непонимания людей, чьи мозги постоянно запудривались бездушными масс-медиа. Трагедия «дзен-террориста» Кауфмана состояла в том, что его персонаж на сцене (как и герой известного афоризма Сёрена Кьеркегора) вопил о вселенском пожаре, а люди бездумно аплодировали, думая, что это всего лишь слова.
За новаторскую роль Энди, который своими скетчами вызывал волны ненависти и у алчных работодателей, недовольных, что их протеже постоянно нарушал негласные правила шоу-бизнеса, и у наивных зрителей, привыкших к тому, что артист должен им «делать красиво», Джим Кэрри заслуженно получил «Золотой глобус». Но «замшелые киноакадемики» даже не удостоили его номинации на «Оскар». Может потому, что Энди Кауфман придумал себе маску Тони Клифтона, абсолютного дебила, тень своего сценического персонажа Латки из сериала «Такси». А ныне в Голливуде шизофреническое раздвоение личности не в моде. К тому же Энди устраивал межполовые схватки по реслингу, объявленные общественным мнением безнравственными, и предлагал зрителям мыло, требуя, чтобы они немедленно отмыли свою грязь. Да и сам фильм начинается с не совсем политически корректной насмешки над жизнью героя, которая была аналогом всего лишь заезженной пластинки. Для Энди Кауфмана весь мир - иллюзия, хотя сам он, по иронии судьбы, зарабатывал часто за день больше, чем иные его зрители за год, и регулярно по уик-эндам развлекался в борделе с двумя «крошками». Но всякая революция пожирает своих детей. И отрицательная энергия масс, регулярно оскорбляемых несносным Энди, выплеснулась на него. Бедняга в финале заболел раком легких, а потом и умер в муках. Такова судьба лишь частично признанных гениев, тех, кто идет против течения.
|