Первая церемония вручения кинопремий «Золотой Орёл», наконец-то (после переносов в мае и октябре прошлого года) состоявшаяся 25 января (кто-то пошутил, что Никита Михалков специально подгадал к Татьянину дню в честь собственной жены) в первом павильоне «Мосфильма», началась с кадров из «Ассы», которая, между прочим, была соискателем на второй по счёту «Нике» по итогам 1988 года. Не перепутали ли что-то?! Но когда голос Бориса Гребенщикова за кадром пропел известную строчку «С ними золотой орёл небесный...», а на сцену вышел Сергей Соловьёв, пусть и не являющийся вице-президентом новообразованной Академии кинематографических искусств и наук России, однако курирующий в ней направление по работе с творческой молодёжью (если пользоваться старорежимными словами), то стал понятен замысел устроителей торжественной акции. «Золотой Орёл» хоть из молодых, да ранних!
И ничуть не стесняясь, на этой церемонии не раз произносили слова «первая», «лучшая» и «главная», что, безусловно, являлось вызовом по отношению к «Нике», которая, как к ней ни относись, всё-таки была самой первой (и это случилось 15 лет назад), а важность и значимость обеих премий может подтвердиться или быть опровергнутой лишь при их дальнейшем существовании. Когда же виртуально присутствующий (благодаря организованному телемосту с Санкт-Петербургом) Александр Рогожкин справедливо посчитал некорректным преждевременное присвоение «Золотому Орлу» звания главной кинематографической награды, его заявление было подрезано во избежание обид со стороны Киноакадемии.
Опасения же по поводу того, что рогожкинскую «Кукушку» отодвинут в сторону, как это случилось во время голосования так называемого оскаровского комитета, к счастью, не подтвердились. Трудно определить, кого за это следует благодарить: то ли академиков, наконец-то прислушавшихся к мнению зрителей и критиков, то ли одного из учредителей, а именно - Первый канал, для которого Рогожкин является стабильно рейтинговой персоной со своими фильмами или эпизодами из телесериалов типа «Убойная сила». Во всяком случае, к концу торжества, когда победа «Кукушки» в основных номинациях (лучший актёр Виктор Бычков, лучший сценарист и режиссёр Александр Рогожкин) предрекла финальный триумф в категории «лучший фильм», генеральный продюсер Первого канала Константин Эрнст подсуетился, чтобы главный победитель возник хотя бы на экране (но можно почти не сомневаться, что это было заснято заранее).
Казалось бы, истина восторжествовала, однако последующие комментарии Никиты Михалкова, председателя Союза кинематографистов России, и Владимира Наумова, президента Академии кинематографических искусств и наук России, по поводу того, что «Кукушку» всё равно не стоило представлять на соискание «Оскара», свидетельствуют о незнании и непонимании ими оскаровской конъюнктуры или же о лукавстве. Другого не дано! На самом деле, «Кукушка» почти идеально «ложилась в гнездо» оскаровских предпочтений и правил игры, и единственный серьёзный конкурент - испанский фильм «Поговори с ней» Педро Альмодовара, только что отмеченный в Голливуде «Золотым Глобусом», был устранён с арены завистливыми соотечественниками, которые (совсем как у нас!) посчитали, что с Альмодовара одного «Оскара» за ленту «Всё о моей матери» хватит!
А вот с другой стороны, нонсенсом следует назвать явно соглашательскую, беспринципную позицию инициаторов «Золотого Орла», которые, подобно своим соперникам по «Нике», готовы идти на поводу у капризных творцов, когда те протестуют по разным причинам против собственного выдвижения (напомним, что всё началось 8 лет назад именно с Никиты Михалкова, когда он не пожелал представлять «Утомлённые солнцем» на премию «Ника»). Ныне это произошло с Гарри Бардиным, отказавшимся от претендентского участия в «Золотом Орле» в номинации «лучший анимационный фильм». Но такого нет ни в одной стране мира! Например, Европейская киноакадемия запросто проигнорировала выпад Александра Сокурова против номинирования оператора его ленты «Русский ковчег», верно придерживаясь принципа, что кинематографисты вправе определять любого соискателя, а несогласные с этим могут лишь не придти на церемонию или же, явившись, демонстративно не принять приз (что, кстати, было в истории «Оскара» и «Сезара»). Свежайший пример - нежелание Питера О’Тула, семикратно проигрывавшего в оскаровских состязаниях, получать почётный «Оскар» за творческую карьеру. Между прочим, Американская киноакадемия тактично уговаривает актёра передумать, но даже если он не прибудет 23 марта в Лос-Анджелес, позолоченная статуэтка будет храниться в архиве до тех пор, пока О’Тул не согласится её забрать.
Также удивляет введение в список номинантов «Золотого Орла» соискателей, участвовавших в создании телефильмов и сериалов. Опять же за границей практикуется строго раздельное существование кино и телевидения, и только «Золотой Глобус», вручаемый журналистами, аккредитованными в Голливуде, имеет телевизионные категории. Однако и там никогда не допустят смешения исполнителей ролей на большом и малом экране. Не лучше ли было бы Владиславу Галкину («Дальнобойщики») и Наталье Гундаревой («Ростов-папа») получить премии «Тэфи», не лишая возможности коллег по кинолентам завоевать «Золотого Орла», даже несмотря на то, что телеакадемики пока не удосужились ввести у себя номинации для актёров, а не только для ведущих информационных, развлекательных и спортивных программ. Но в случае с телефильмами и сериалами получается, что их создатели обладают существенной форой, претендуя ещё и на «Тэфи». Вне всякого сомнения, это решение лоббировано двумя телеканалами-учредителями Киноакадемии.
Массу нареканий со стороны членов Союза кинематографистов России, как это водится, теперь упрекаемых академиками в непродуманном голосовании на второй стадии выдвижения, вызвало отсутствие в списке номинантов целого ряда творцов, например, отмеченных Гильдиями актёров и критиков. И Владимир Наумов, и Никита Михалков разводили в недоумении руками и клялись, что сами желали бы видеть в числе претендентов картину «Любовник» Валерия Тодоровского, а также актёров Олега Янковского и Сергея Гармаша. Во всём якобы виновата демократическая система выборов - не надо было вообще поручать это делать неакадемикам. Как ни забавно, организаторы «Золотого Орла» наступили на те же грабли, на которые напоролись полтора десятилетия назад устроители «Ники», пытавшиеся заставить дружно голосовать членов Союза кинематографистов, но в ответ получавшие незначительное число заполненных анкет. И вновь никому толком не объяснили: как, кто и за что отдаёт свой голос. К тому же мы, согласно Пушкину, ленивы и нелюбопытны. Если Людмила Гурченко, представляя номинантов в главной категории, бравирует тем, что ни одну из картин лично не видела, поэтому может быть объективной... Куда уж дальше!
Есть немало свидетельств, что наши академики (будь то «Ника» или нынешний «Золотой Орёл»), не приученные, как в Америке, строго соблюдать регламент и отчитываться за каждый просмотр в зале или у себя дома благодаря присланной по почте видеокассете, нередко выбирают не глядя. Ну как иначе объяснить, что в число соискательниц за главную женскую роль попала Туйара Свинобоева из «Реки», которую практически никто не видел, и даже не всякий критик способен определить, кого именно играет в незаконченной ленте эта трагически погибшая актриса. А вот Анни-Кристийны Юусо, награждённой за «Кукушку» и на фестивале в Выборге, и «Золотым Овном» от критиков, почему-то не было и в помине в списках «Золотого Орла». Только из-за того, что она - иностранка?! Однако Никита Михалков благоразумно приложил личные усилия, чтобы заманить в Москву на церемонию Джину Лоллобриджиду, Пьера Ришара и Биби Андерсон, поручив им вручать премии российским коллегам. И в этом он точно обставил «Нику»!
Вообще-то устроенное празднество в первом павильоне «Мосфильма», как и неизменные огрехи в самом функционировании «института кинопремий» в России (амбиций - завались, а чёткости и аккуратности - ни на грош!), вызывало порой противоречивые чувства из-за искусственности и наигрыша во всём. Каким контрастом по сравнению с этим показалась более открытая и подчас душевная атмосфера, возникшая в телепередаче Дмитрия Диброва, которая последовала на ОРТ в стык с церемонией «Золотой Орёл». Оказывается, отечественные кинематографисты могут чуть ли не признаваться друг другу в любви, не имея ни зависти, ни злобы. А вот в обстановке, не лишённой пышной официальности, они что-то меньше радовались успеху собратьев по профессии.
|