Хотя XXIV Московский международный кинофестиваль закончился недавно, но до следующего, юбилейного по счёту, осталось менее года, поскольку эти смотры кино теперь проводятся у нас ежегодно. И стоило бы заранее подумать о том, как следует его организовать, чтобы учесть возможные преимущества, а с другой стороны, не повторить досадные ошибки.
Уже была озвучена идея Никиты Михалкова, президента ММКФ, о том, чтобы провести его в июне 2002 года в Санкт-Петербурге по случаю празднования 300-летия этого города. Если уж говорить всерьёз, то с фестивально-геополитической точки зрения и для дальнейшего привлечения зарубежных кинозвёзд было бы вообще предпочтительнее навсегда перенести Московский кинофестиваль в северную столицу, переименовав, естественно, в Санкт-Петербургский, правда, при условии сохранения категории А. И заодно окончательно вытеснить местный смотр «Фестиваль фестивалей», как раз проходящий в третьей декаде июня, в замечательный момент белых ночей.
Возможно, совершив подобный «финт ушами», ММКФ мог бы наконец-то избавиться от так и не преодолённого шлейфа, оставшегося от советских и постсоветских времён. Ибо этот фестиваль, к великому сожалению, продолжает ассоциироваться в мире отнюдь не с лучшими представлениями о том, что здесь подбирается неважная конкурсная программа, раздача призов нередко вызывает недоумение, а практическая польза для иностранных кинопроизводителей и прокатчиков, заинтересованных в самой широкой рекламе фильмов, почти равна нулю. Для изменения десятилетиями складывавшейся неудачной конъюнктуры Московского киносмотра нужны героические, даже титанические усилия, на которые ни в моральном, ни тем более в материальном плане у нас никто не готов. А вот неожиданный переброс «фестивальной киностолицы» в Санкт-Петербург (ведь и конкурентоспособными фильмами, которые заслуженно завоёвывают премии, как раз становятся в последние годы творения «петербургской школы») мог бы позволить иностранцам относиться по-новому к тому, что называется международным кинофестивалем в России.
Но это всё-таки из разряда фантазий! Поэтому лишь разовая инициатива переезда ММКФ в «град Петра» будет выглядеть довольно странно. Лучше поступить так: открытие XXV Московского фестиваля, приходящееся на субботу 21 июня 2003 года, и следующий воскресный день действительно провести в Санкт-Петербурге, но всё остальное - по привычке в Москве. Кроме того, необходимо бы запланировать хорошую ретроспективу «Петербург-Ленинград в мировом кино», где не ограничиться лентами, действие которых происходит именно в этом городе (включая те, что сняты полулегально, как, например, «Белые ночи» Тейлора Хэкфорда), но и выбрать зарубежные картины с натурой, воспроизведённой совсем в других местах. Может быть, включить в программу фильмы, более современно трактующие «петербургскую литературу» (от «Белых ночей» Лукино Висконти до «Шальной любви» Анджея Жулавского).
Кстати, нелишне напомнить и о том, что на самом первом международном кинофестивале в Москве, который состоялся ещё в 1935 году, главную премию получила киностудия «Ленфильм» - за программу, в которую вошли фильмы «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне». Было бы оправданным чествование в рамках столетних юбилеев или в рубрике «Семейный бизнес» тех деятелей кино, чьё творчество тоже оказалось связанным с северной столицей. Например, Михаил Калатозов, кому исполнилось бы 100 лет в 2003 году, некоторое время сотрудничал на «Ленфильме», и там же свою последнюю работу «Мистерия» снимал его внук Михаил Калатозишвили, а средний из династии, оператор и режиссёр Георгий Калатозишвили, выступил, между прочим, в качестве актёра в «Голосе» Ильи Авербаха. Обычно на Московском фестивале отмечают столетия режиссёров (помимо Калатозова, подобный юбилей случится в 2003 году у Григория Александрова и Юлия Райзмана). Но хорошо бы особо почтить и актёра Николая Черкасова, как раз представителя «ленинградской школы».
Если же рассматривать петербургскую культуру в контексте североевропейской, то в высшей степени разумно устроить ретроспективу шведа Ингмара Бергмана в связи с его 85-летием, а ему самому вручить почётного «Золотого Георгия» за вклад в развитие киноискусства (и не надо бояться, что Бергман не приедет - ведь и в Канне в 1997 году «Пальму пальм» за него получала дочь). Поскольку ММКФ будет юбилейным, можно последовать примеру Каннского смотра кино, где вручаются «Пальмы пальм» тем, кто участвовал в разные годы в конкурсной программе, но так и не удостоился «Золотой пальмовой ветви». В этом смысле стоило бы своего рода «Георгием Георгиев» наградить (на выбор) Андраша Ковача или Мринала Сена (трижды соревновались на ММКФ, отмечались лишь серебряными призами), а может, предпочесть Фрэнсиса Форда Копполу, Веру Хитилову или Йоса Стеллинга (дважды были представлены в Москве, но ничего не завоевали).
Кстати, по случаю XXV фестиваля неплохо бы пригласить в жюри только тех деятелей, которые неоднократно являлись членами киноареопагов в Москве. Допустим, Ежи Гофман и Ежи Кавалерович (трижды), Мринал Сен, Беата Тышкевич, Алексей Баталов, Нелсон Перейра дус Сантус и Иржи Менцель (дважды). Уже получается состав из семи человек! Также надо лучше рекламировать те достижения, которые имеются в истории ММКФ. Например, провести ретроспективу «Открытия Московского фестиваля (10 с половиной фильмов)», где показать награждённые ленты дебютантов в кино или же работы, впервые отмеченные призами на международных фестивалях. Список может быть таким (по хронологии): «Как молоды мы были» Бинки Желязковой и «Загон» Армана Гатти, «Смерть зовётся Энгельхен» Яна Кадара и Эльмара Клоса, шведская новелла «Привал на болоте» Яна Труэля в скандинавском альманахе «4х4», «Отец» Иштвана Сабо, «В сельве нет звёзд» Армандо Роблеса Годоя, «Лусия» Умберто Соласа, «Кинолюбитель» Кшиштофа Кесьлёвского, «Мутная река» Кохэя Огури, «Зима наших надежд» Джона Дайгена с Джуди Дэвис, «Ариэль» Аки Каурисмяки с участием Туро Пайалы.
И вообще хотелось бы максимально внимательнее относиться к прошлому ММКФ, непременно сообщая о том, что совершенно выпадает из поля зрения современных журналистов, уже «не помнящих родства». Насколько полнее и интереснее стал сайт www.miff.ru, где появились странички истории фестиваля со всеми конкурсантами, лауреатами, членами жюри. Если бы ещё издать это к юбилею в виде отдельной брошюры! А также стоит упоминать в фестивальном каталоге, когда и сколько раз те или иные режиссёры и страны участвовали в конкурсе Московского киносмотра. Я предлагал это на прошедшем фестивале, но большинство моих инициатив по насыщению информацией различных изданий ММКФ (от каталога до пресс-бюллетеней) остались благими пожеланиями. Всё делается как заведено, по старинке, не только существенно сокращается в объёме, но и попутно перевирается - в фильмографиях, в написании фамилий и даже дат смерти режиссёров (так почему-то произошло в отношении Стенли Кубрика). Стыдно взять в руки каталог, в котором что-то делал, наивно надеясь изменить содержание к лучшему. Получается не как всегда, а ещё хуже, чем прежде!
Хотя справедливости ради надо сказать, что борьба кинокритиков за стремление смотреть фильмы на Московском фестивале наконец-то привела к полной (вдруг не окончательной?) победе, когда, обладая «зелёной карточкой» прессы, можешь увидеть что угодно и когда угодно. Проблема заключается только в том, что не все из предложенных лент на пресс-просмотрах этого заслуживает (зачем нам слабое итальянское порно «Экстремальная любовь»?!), а нечто, достойное внимание, демонстрируется один раз в битком набитом зале Музея кино (как, например, иранское «Тайное голосование»).
И ещё одно замечание на будущее. ММКФ практически забыл о существовании бывших союзных кинематографий - и если в конкурс попадают «Женское царство» узбека Юсупа Разыкова или «Сердце медведицы» эстонца Арво Ихо, то ничего не испытываешь, кроме неловкости. В то время как Канн, Берлин, Венеция, Локарно (далее - везде) обхаживают киргизов Актана Абдыкалыкова и Марата Сарулу, таджиков Бахтиёра Худойназарова и Джамшеда Усмонова, казахов Дарежана Омирбаева и Амира Каракулова, не говоря уже о таком выдающемся представителе постсоветского кино, как литовец Шарунас Бартас, чьи фильмы являются культовыми в Западной Европе, где даже идут в кинотеатрах! Между прочим, Бартас сейчас начинает съёмки в Крыму своей новой картины «Борьба» с участием российских актёров. Нельзя ли подсуетиться и заручиться его согласием отдать будущую ленту в конкурс Московского кинофестиваля?! Правда, будет весьма обидно, если этот фильм всё-таки возьмут и потом «кинут» так же, как в этом году - «Чеховские мотивы» Киры Муратовой, одно из лучших произведений во всех программах XXIV ММКФ, а не только в основной. Режиссёров, выламывающихся за рамки привычного, снимающих так, как никто другой, в Москве по-прежнему не ценят.
|