На Неделе критики в Канне два фильма - французские

В одной из параллельных секций Каннского фестиваля, которая называется Неделя критики и пройдёт уже в 44-й раз (напомним, что сам киносмотр - 58-й по счёту), из семи фильмов, снятых молодыми постановщиками, два являются французскими.

Это «Маленький Иерусалим» Карин Альбу и «Орландо Варгас» Хуана Питталуги, вообще-то испанца по происхождению. Жюри во главе с Отаром Иоселиани также рассмотрит ленты «Я, ты и все, кого знаю» американки Миранды Джюлай, «Большой экстаз Роберта Кармайкла» англичанина Томаса Клея, «Горизонт событий» итальянца Даниэле Викари, «Незнакомец для меня» японца Кэндзи Утиды и китайско-южнокорейскую картину Mang zhong режиссёра Чжан Лу.



"СВЯЩЕННЫЙ ДЫМ" (Holy Smoke)

Miramax Films (США), 1999 год / West Video, 2001 год, 110 минут.

Режиссёр Джейн Кэмпион

В ролях: Кейт Уинслет, Харви Кайтел, Пэм Грир, Джули Хэмилтон, Тим Робертсон.

Новый фильм Джейн Кэмпион опроверг мнения многих скептиков, что после каннского триумфа «Фортепиано» она не снимет больше ничего оригинального и значительного.

Рут, девушка из богатой австралийской семьи, после поездки в Индию так увлечена личностью и учением местного гуру Баба, что и не думает возвращаться в лоно семьи. Все попытки её матери вразумить «просветленную» дочь завершились ничем, не помогла даже мнимая болезнь отца. И тогда папочка решает раскошелиться на десять тысяч, чтобы выписать знаменитого психиатра из Америки. У Уотерса большое самомнение и целый набор отмычек к душам «заблудших», но уже на второй день лечения его начинают посещать сомнения и нежелательные эмоции. Циник, привыкший копаться в человеческом дерьме, под воздействием женских чар превращается в безвольную игрушку эгоистических причуд и желаний пациентки. Влюбившись, он нарушает все заповеди практикующего психиатра и вступает на опасную и зыбкую почву. Асистентка Кэрол и все родственники Рут в растерянности.

Картина иронично повествует о непредсказуемости жизни, которую нельзя втиснуть в прокрустово ложе научных теорий и экзотических религий. Но смогут ли герои целиком отдаться любви? Вряд ли. Ведь всякий дым, даже священный (дым любви?), рано или поздно рассеивается. Остаются лишь сладкие воспоминания.

Дуэт Кайтел-Уинслет убедителен как никогда, и на нём держится весь причудливый сюжет, украшенный чувственной музыкой Анджело Бадаламенти. Хотя трудно за последние годы встретить роль, которую бы завалил Харви Кайтел, этот гений естественности. Менее удались персонажи второго плана, им немного не хватает спонтанности. Не пропустите этот очаровательный фильм!



«ПРЕДСКАЗАНИЕ»/«ХЭВЕН» (Heaven)

Dimension Films, Midnight Films, Miramax Films (США), 1998 / «Премьер Мультимедиа», 2001, 100 минут.

Режиссер Скотт Рейнолдс

В ролях: Мартин Донован, Джоэнн Гоуинг, Дэнни Эдвардс, Пэтрик Мэлехайд, Ричард Шифф.

Молодой архитектор Роберт Марлинг злоупотребляет алкоголем и азартными играми, расставшись из-за этих вредных привычек со своей женой Дженнифер и сыном Шоном. Встреча в стриптиз-баре «Рай» (Paradise) с некой странной особой Хэвен (Heaven), чье имя тоже означает «Рай», меняет его жизнь, поскольку Хэвен обладает талантом пророчества, предостерегает Роберта и дает ему ценные советы. Но для них обоих знание того, что должно произойти, отнюдь не является избавлением от неизбежных бед и страданий.

Лента новозеландца Скотта Рейнолдса, будучи его всего лишь второй работой в кино, поначалу может показаться мало чем отличающейся от продукции класса «Б», где криминально-сексуальная тематика нередко преподносится в несколько мистическом свете, что все равно воспринимается в качестве элементарной «дешевки». Но некоторая невнятица в повествовании Рейнолдса (он же - автор сценария) скрывает на самом деле более хитроумную игру постановщика со временем и пространством, когда намеренно используются опережающие, забегающие вперед сцены, а вся сюжетная конструкция (что выяснится только в финале) выстроена именно по принципу предсказания. Как будто фильм меняет свое обличье, подобно заглавной героине Хэвен, которая (как выяснится) является транссексуалом. И ранее представлявшееся не очень-то уместным присутствие в картине «низкого жанра» такого исполнителя ролей в «интеллектуальном кино», как Мартин Донован (известен прежде всего благодаря сотрудничеству с Хэлом Хартли), вовсе не случайно, пусть тут он и не блеснул столь уж ярко. Скотт Рейнолдс тоже не выдержит прямого сравнения с лучшими арт-мастерами англоязычного кинематографа, однако его собственный киноопыт явно не лишен любопытства.