В ночь на 22 июня в Брестской крепости состоялся давно ожидавшийся премьерный показ одноименного с ее названием фильма. Большой экран и импровизированный зрительный зал на полторы тысячи человек разместили у Тереспольских ворот: 69 лет назад после получасовой ураганной артиллерийской атаки именно здесь немецкая пехота начала штурм старой твердыни.
Все так и было
Ночь премьеры в мемориальном комплексе выдалась не по-летнему холодной. Мужчин, впрочем, подбодрило наличие отнюдь не пустых фляг фронтового образца с логотипом фильма на чехлах, которые каждый приглашенный получал в презентационных пакетах. Но сделанные тут же пробы показали, что это не фронтовые сто грамм, а обыкновенная вода (смысл подарка организатор просмотра и главный продюсер кинокартины Игорь Угольников разъяснил после завершения ее показа ровно в 4 часа утра). А еще помимо ручки, блокнота и зажигалки в пакеты положили прозрачные полиэтиленовые плащи-дождевики. Но они, к счастью, не пригодились.
При демонстрации фильма по ходу развития сюжета не один раз зрители ловили себя на том, что к горлу подпирал ком, а на глаза наворачивались слезы (довелось наблюдать, как тут и там люди доставали носовые платки). Кстати, на пресс-конференции, которая состоялась за несколько часов до премьеры у Тереспольских ворот, главный консультант кинокартины - директор мемориального комп-?лекса «Брестская крепость-герой» генерал-майор Валерий Губаренко, отвечая на вопрос «ВПК», поведал и о реакции президента Белоруссии на фильм. На предпремьерном просмотре ленты 17 июня в Минске, который был проведен по просьбе Александра Лукашенко, руководитель мемориала сидел рядом с главой государства и наблюдал, как последний, «глядя на экран, дважды заплакал».
На той же пресс-конференции Губаренко заметил, что в плане исторической правды у него нет к создателям картины ни малейших претензий. Более того, подчеркнул он, все артисты столь замечательно сыграли, что «сейчас, 69 лет спустя можно говорить о том, что они в определенном смысле тоже защищали Брестскую крепость». На фоне кампании по пересмотру итогов Второй мировой войны, которая вот уже несколько лет продолжается на Западе и к которой примкнули ряд стран бывшего Советского Союза, а также отдельные политические деятели, публицисты и историки в России, эту оценку вряд ли можно назвать преувеличенной. По-моему, данное заявление прозвучало довольно актуально.
Глазами героя-подростка
22 июня 1941 года оказалось во всех смыслах жарким днем. К полудню Брестской крепостью должно было овладеть одно из лучших соединений вермахта - 45-я пехотная дивизия, сформированная на родине Гитлера - в Австрии и прославившая себя в Польской кампании в сентябре 1939-го, в ходе боевых действий на Западном фронте в мае-июне 1940 года. Но гарнизон уже успел преодолеть возникшую после упомянутого выше артналета (в фильме он показан очень реалистично) панику. И хотя отбросить от укреплений части агрессора не удалось, в трех местах среди развалин крепостных стен и казарм возникли устойчивые очаги сопротивления. Организовали их комполка майор Петр Гаврилов, полковой комиссар Ефим Фомин и начальник 9-й погранзаставы Андрей Кижеватов (в фильме их играют соответственно Александр Коршунов, Павел Деревянко и Андрей Мерзликин). С этими тремя группами бойцов и их командирами немцы смогли справиться только в последних числах июня. А вообще Брестская крепость стреляла во врага до начала августа 1941 года.
За основу сюжета создатели фильма взяли известную книгу Сергея Смирнова «Брестская крепость», хотя использовали и документальные фонды. В картине все основные центры борьбы на территории цитадели объединил вымышленный герой - трубач музыкального взвода Сашка Акимов. Его образ неподражаемо проникновенно воплотил на экране (на мой взгляд, переиграв всех опытных актеров) воспитанник Московского кадетского корпуса милиции 14-летний Алеша Копашов.
Глазами Сашки зритель и видит трагедию, боль и величественный подвиг защитников Брестской крепости. В огне и пыли, между воронок и разрывов, среди нагромождений кирпичных обломков, среди убитых, своих и чужих, мальчик ищет (и под конец фильма находит) в сражающейся с врагом крепости девочку-сверстницу, старшую дочь лейтенанта Кижеватова Аню - предмет своей первой, неосознанной еще влюбленности. И в ходе поисков, сам того не ведая, совершает, как и многие остальные защитники, свои маленькие (маленькие ли?!) подвиги. То оружие добудет. То приказ передаст от одного руководителя очага сопротивления другому. То воды раненым принесет (жажда уже 22 июня стала еще одним врагом защитников бастиона: водопровод уничтожила артиллерия противника, дождь в последующие дни не шел, а добыть воды из окружающих укрепления двух рек и каналов под неприятельским огнем было невозможно).
И как справедливо заметил после премьеры участник обороны крепости Петр Котельников (в 1941-м он был таким же музыкантом в военной форме, как главный герой фильма), «смотрится все это на одном дыхании». Ветеран также считает, что «ценность этого фильма заключается в его исключительной объективности, все события первых дней обороны крепости очень точно отображены по месту и времени».
Действительно, надо отдать должное не только создателям ленты (автор идеи и главный продюсер Игорь Угольников, режиссер фильма Александр Котт), но и пиротехникам, каскадерам, гримерам, художникам... Верится во взрывы, в кровь и ожоги, в чад и гарь на лицах и руках персонажей, в их вдруг враз износившуюся форму...
Хотелось большего....
Тем не менее у меня, одного из полутора тысяч участников просмотра, все-таки есть две претензии к авторам: они, сосредоточившись лишь на героях легендарной эпопеи, не показали должным жестким образом, что гитлеровские войска, триумфально прошествовавшие по Польше, Франции, Бельгии, Голландии, другим европейским странам, здесь, у стен над Западным Бугом и рекой Муховец впервые сбились с бравого шага.
Можно было бы обыграть и факт с тем камнем, который Гитлер, посетив Брестскую крепость 26 августа 1941 года, поднял и увез в Берлин, где в имперской рейхсканцелярии держал на своем рабочем столе (там его якобы и нашли в победном 1945-м). Так и видишь, что кто-то из защитников бастиона (или даже главный герой картины Сашка Акимов) припечатывает этим камнем врага в одной из многочисленных рукопашных схваток, а позже фюрер это «оружие» поднимает. Представляется, что такой эпизод был бы вполне уместным художественным вымыслом, лежащим в рамках легенды об этом куске кирпича с оплавленным металлом, будто бы взятым на память фюрером (как известно, Гитлер на развалинах крепости в самом деле побывал и даже прихватил сюда с собой своего итальянского сподвижника Муссолини).
Но эти ли, другие ли возможные недостатки нисколько не портят общего впечатления о картине (ибо это замечания о ракурсах и нюансах, а отнюдь не о изначально выверенном подходе авторов к созданию этого заметного кинополотна).
«Брестская крепость», несомненно, состоялась. 4 ноября - ее всесоюзная премьера. Прокат пятисот копий начнется в России и Белоруссии, но создатели надеются показать фильм во всех других странах СНГ и Балтии.
В крепости же по окончании фильма зрители стоя долго аплодировали его авторам. По предложению Игоря Угольникова на минуту все зажгли огни зажигалок, чтобы почтить память павших здесь героев. Затем приглашенные прошли к монументу «Жажда», что расположен на крутом берегу Муховца. Из подаренных перед просмотром фляг люди вылили воду в каску изваянного в камне защитника несдавшейся твердыни, который, очевидно раненый, тянет с ней руку к реке...
|