От документальной ленты "Женщина с пятью слонами" швейцарского режиссера Вадима Ендрейко прокатного успеха никто не ожидал. Даже в самой Европе, где документалистику вообще-то любят. Кто будет два часа смотреть на пожилую женщину, рассказывающую о свой судьбе, говорили скептики. А вышло как с "Подстрочником" Олега Дормана - зрителей от экранов было не оторвать.
Как и Лилиана Лунгина, Светлана Гайер - известная переводчица. Пятью слонами Гайер называет пять романов Достоевского, которые она перевела на немецкий язык.
"Собственно, о Достоевском я изначально и должен был снимать фильм. На фрау Гайер мне указали как на самого авторитетного специалиста по Достоевскому. Она им 25 лет занимается. А когда я услышал ее историю, понял, что делать надо совсем другое кино - про нее саму", - рассказывает Вадим Ендрейко.
Гаейр, в девичестве Иванова, родилась в Киеве, в крестьянской семье. В 1938 году ее отец - его, как и Достоевского, звали Федор Михайлович - был репрессирован.
Потом началась война. Светлане пришлось сделать сложный психологический выбор. В 1943 году она полюбила немецкого офицера. И уехала из Киева в Германию. А впервые вернулась только 60 лет спустя - вместе со съемочной группой.
"У нас принято думать, что все, кто носил форму Вермахта, - нацисты. В своем фильме я хочу показать на примере этой женщины, что даже из тех, кто надевал немецкий мундир, фашистами были не все. Возможно, тем, что после войны она столько лет переводила Достоевского, то есть проводила мостик между Германией и Россией, она старалась загладить свою вину", - говорит Вадим Ендрейко.
В программе "Свободная мысль" - фильмы-призеры других фестивалей. 23 картины - это отборная, лучшая документалистика со всего мира. Что подтверждают и зрители. Впервые, говорит режиссер Сергей Мирошниченко, зал заполнен не журналистами, которые про это пишут, а людьми, которые купили билеты.
Фаворит зрителей - "Согласные на всё исправляют мир". Два режиссера картины под видом антиглобалистов устраивают политические розыгрыши мирового масштаба. С целью расшевелить так называемое цивилизованное общество. То прикинутся представителями компании Dow Chemical и по ВВС объявят, что готовы выплатить двенадцать миллиардов долларов компенсаций жертвам аварии 1984 года в индийском Бхопале, когда в результате утечки газа и химикатов по вине руководства погибли почти 5 тысяч человек.
То от лица администрации Нового Орлеана пообещают беженцам обустроить их дома, разрушенные ураганом "Катрина", - тонкий намек властям, так и не восстановившим город.
"Согласные на всё исправляют мир" получил самые восторженные отзывы в блогах. "Фильму, - пишут в Живом Журнале, - суждено стать событием не только на ММКФ, но и вообще в истории документального общественно-политического кино".
"Блогеры сами по себе как структура - это люди с очень активной жизненной позицией. И они очень созвучны с нашей документальной программой. И, как вы видите, слоган нашей программы: каждый человек может изменить мир. Это действительно так: мы говорим о том, что в документальном кино и герой, и режиссер могут поменять мир просто тем, что они говорят о чем-то", - говорит Георгий Молодцов, координатор программы "Свободная мысль".
Эту мысль так или иначе выражают авторы всех фильмов программы. От американца Фредерика Уайзмана, снявшего картину "Танец: Балет парижской оперы", - о жизни труппы Гранд-опера, до поляка Павла Лозинского. Свою "Химиотерапию" Лозинский снимал в больничной палате, где судьба свела четверых совершенно разных людей. Общее у них только одно - каждый день они вынуждены бороться со смертью.
"Он снимать стал как истинный документалист, после того, как у него заболела мама. И она прошла химиотерапию. И он, отталкиваясь от того, что сам видел рядом с собой, показал нам", - рассказал Сергей Мирошниченко, режиссер, куратор программы "Свободная мысль".
Программа "Свободная мысль" - одна из самых интересных на ММКФ. Только специальных номинаций для документалистов на Московском кинофестивале все еще не ввели. Однако уже в следующем году регламент обещают пересмотреть: неигровые фильмы ждет отдельный конкурс.
Увидеть все эти фильмы во второй раз российский зритель сможет, только если их купит какой-нибудь телеканал. А уж посмотреть их на большом экране, в хорошем качестве - на фестивале вообще единственная возможность. И зрители пользуется ей с удовольствием. На сеансах - полные залы, зрители сидят даже на ступенях.
|