В 2010 году в китайский прокат выходит рекордное количество российских фильмов. Однако больших доходов отечественным продюсерам это пока не приносит.
В кулуарах церемонии вручения премии «Блокбастер» один из продюсеров картины «Скалолазка и последний из седьмой колыбели», получившей приз за самый кассовый российский фильм в международном прокате, признавался, что даже не подозревал, что их фильм успешно прокатился в Китае. При бюджете в $3,6 млн. сборы «Скалолазки» в России едва перевалили отметку в $1 млн и были благополучно забыты, зато в Китае в прошлом году лента собрала $2,1 млн – больше, чем любая другая российская картина. Теперь Поднебесная – чуть ли не главная надежда российских продюсеров, недобравших «кассы» в родных кинотеатрах.
Костры амбиций. В 2009 году иностранные фильмы принесли китайским прокатчикам 45% кассовых сборов. Львиная доля пришлась, само собой, на голливудскую продукцию, а аномальные сборы таких лент, как «Аватар» ($127,6 млн) и «2012» ($67 млн) даже заставили Госсовет КНР выпустить специальный циркуляр, оговаривающий, что демонстрация китайских фильмов в кинотеатрах должна занимать не менее двух третей экранного времени. Сейчас в Китае существует жесткая квота по числу картин. «Согласно китайским законам, только 20 иностранных фильмов в год могут быть показаны по системе распределения доходов между продюсером и прокатчиком», – говорит Александр Шапиро, гендиректор компании Pacifica Ventures International, который ранее несколько лет курировал международную дистрибуцию Warner Brothers, в том числе на территории Китая. По его словам, остальные фильмы (не сумевшие попасть в квоту) приобретаются для проката в Китае в большинстве случаев за фиксированную сумму.
В этом году Китай вроде бы пообещал увеличить количество иностранных фильмов в прокате в три раза – до 60 картин (стоит отметить, что местных фильмов в 2009 году было снято более пятисот). Это открывает для российских продюсеров новые горизонты. «После продажи и проката «Волкодава» к нам стали обращаться удивленные китайские дистрибьюторы, утверждая, что они не ожидали такого успеха российского кино, и желая купить права на следующий фильм», – рассказывает начальник отдела международных продаж «Централ партнершип» (ЦПШ) Ирина Арванова. Вдохновившись примером «Скалолазки» и «Кода апокалипсиса» с Анастасией Заворотнюк в главной роли (бокс-офис на территории Поднебесной – более $2 млн), в китайский прокат в 2010 году выходит «тяжелая артиллерия» – отечественные экшн-блокбастеры: «Тарас Бульба» (бюджет $25 млн), «Запрещенная реальность» ($7 млн), «Непобедимый» ($6 млн), «День Д» ($5 млн). Всем этим фильмам похвастать в отечественном прокате нечем, кроме обилия телерекламы и несоразмерно маленьких по сравнению с заявленными бюджетами кассовых сборов. Интерес к азиатскому рынку понятен – пока фильмы, сумевшие окупиться в России, можно пересчитать по пальцам. По данным «Нева-фильм» и RFilms, российские компании с начала 2006 года по середину 2009-го инвестировали в кинопроизводство около 25 млрд рублей, сумев собрать в прокате лишь 15,1 млрд. Настоящая «черная дыра». Теперь все больше продюсеров смотрят в сторону Китая – тамошний рынок стремительно расширяется: уже шесть лет подряд бокс-офис растет более чем на 30% в год. В 2009 году кассовые сборы увеличились на 44%, составив рекордные для страны $902 млн, отрапортовало в январе China's Film Bureau. Таким образом, Китай уже оставил позади российский рынок с его $736 млн. Сейчас в стране уже 4,7 тыс. залов, причем, 1,8 тыс. – цифровые, а 800 способны демонстрировать картины в формате 3D.
Бюрократический подход. По данным ЦПШ, на продажи в Китай уже приходится около 15% иностранных доходов компании. Помимо «Волкодава», «Непобедимого», обеих частей «Боя с тенью» и «Запрещенной реальности», в прошлом году были проданы «китайские» права на мультфильм «Кракатук». В этом году, возможно, будет продан фэнтези-экшн «Темный мир» с бюджетом в $10 млн. Стараются не отставать и остальные игроки рынка – идут переговоры насчет показа в Китае «Черной молнии», утверждают в компании Bazelevs. «КАРО» недавно продала права на показ молодежного экшна «На игре». «Как и везде, в Азии традиционным спросом пользуются боевики, крупнобюджетное фэнтези и исторические картины», – отмечает генеральный директор ГК «Планета-Информ» Дмитрий Литвинов.
Пока, правда, больших денег Китай российским продюсерам не приносит. Существенная часть таких сделок – продажи за фиксированные суммы, поскольку в число «20 избранных» попадают в основном голливудские хиты. «Российские картины продаются на условиях «все права в твердый счет» с авансовым платежом 20–30% от стоимости, – рассказывает Дмитрий Литвинов. – Стоимость варьируется от $30 тыс. до $200 тыс. за картину». После подписания контракта с дистрибьютором китайский кинопрокатчик должен получить разрешение на показ картины в государственных инстанциях, и только после этого оплачивается оставшаяся сумма. Каждый зарубежный фильм проходит в КНР серьезную цензуру – многие иностранные ленты со сценами жестокости и насилия отвергаются цензурным комитетом. Весь процесс согласований занимает обычно несколько месяцев. Но иногда и гораздо больше – так, еще летом 2008 года российский фильм «Муха» получил первый приз Шанхайского кинофестиваля в номинации «Лучшее игровое кино». Победа подразумевала помощь в дистрибуции на территории Китая со стороны одной из местных компаний. С тех пор российская сторона, по словам продюсера «Мухи» Евгения Гиндилиса, ждет предложений от китайского прокатчика. «Процесс идет медленно из-за того, что для иностранного кино возникает множество барьеров на пути в Китай», – говорит Евгений Гиндилис.
По словам экспертов, многомесячные согласования, конечно, существенно затрудняют выход на китайский рынок, зато гарантирует повышенный зрительский интерес к каждой из иностранных картин, прошедшей через это «сито». Для проектов с небольшими бюджетами и не слишком впечатляющими сборами китайский рынок – реальный шанс отбить инвестиции. Та же «Муха» собрала в российском прокате лишь $125 тыс.
«Чтобы иметь возможность выйти в кинотеатры в Китае, обойдя квоту, и получать процент от проката, многие компании создают вместе с китайскими партнерами совместные проекты», – говорит Александр Шапиро. Однако российские продюсеры рассчитывают и на расширенную квоту, поэтому пытаются «застолбить поляну», ведь Китай становится все привлекательнее. Только в 2010 году там планируется открыть еще тысячу залов. Тогда и проценты с доходов будут еще существеннее.
«Китайский рынок очень большой и он стратегически важен для российских продюсеров», – считает Евгений Гиндилис. «Рынок Китая будет только расти, и цены, по которым китайские дистрибьюторы покупают права, будут взлетать вверх», – говорит Александр Шапиро. Многие производственные компании могут этим воспользоваться. Так, в следующем году Bazelevs Тимура Бекмамбетова планирует приступить к съемкам фильма Darkest Hour с бюджетом $25 млн, в котором жители Москвы будут противостоять нашествию инопланетян. Каким бы ни был результат в российском прокате, китайскому зрителю наверняка будет интересно зрелище осажденной Москвы. Если только создатели не переберут со сценами насилия и жестокости.
|