Пьер Ришар хочет сыграть собаку в "Собачьем сердце"

Пьер Ришар - о том, что его заманили в Украину водкой, как его бил друг Депардье и кто вместо него возится с шестью внуками.

— Господин Ришар, вы в Украине второй раз, приехали на Международный кинофестиваль «Харьковская сирень», какие впечатления?

— Класс! Я вдруг вспомнил, как впервые посетил вашу страну, это было около 10 лет назад. Тогда произошел курьезный случай: мы ехали по городу и я видел, что Киев взволнован, улицы перекрыты, в центре собралось несколько тысяч людей. Конечно, я воспринял этот невероятный ажиотаж на свой счет, но потом оказалось, что в городе с визитом президент США Билл Клинтон. Именно поэтому, когда возле Харьковского оперного театра я увидел красную дорожку и толпу, то тоже решил, что это кого-то другого встречают, но оказалось, что меня.

— Вам в городе и шагу не дают ступить спокойно, не устали ли от такого пристального внимания?

— Что вы? Я очень счастлив, что могу доставлять людям такую радость. И сам давно уже не был так приятно удивлен. Моя подруга, актриса Милен Демонжо, очень долго меня уговаривала приехать, она говорила: «Пьер, ты не пожалеешь, я тебе обещаю. Там такие люди, там такая водка!» Я решился и не пожалел! Наоборот, чувствую себя как в волшебном сне. На ужине, в первый вечер, слушал украинские народные песни и несколько раз просил жену: «Ущипни меня, вдруг я сплю!» Поражает все — очень уютный, европейский город, фестиваль, спасибо губернатору Михаилу Добкину, который организовал такой праздник и за большую честь быть приглашенным на такое мероприятие.

— Господин Ришар, а разве ваш друг Жерар Депардье, который бывал у нас в гостях много раз, не рассказывал, как хорошо принимают украинцы?

— Ох, этот Депардье! Он такой скрытный (смеется).

— Вы с ним сыграли в нескольких картинах. Есть общая любимая работа?

— Скорее всего это «Невезучие». Мы тогда состоялись как дуэт и отлично повеселились. Стоит заметить, что Ришар в то время весил 75 кило, а Депардье — 85, сейчас Ришар весит 75 кило, а Депардье — 125. Мне тогда от него доставалось. По сценарию его герой часто толкает моего, бьет по плечу, дает подзатыльники. А рука у Жерара очень тяжелая, нужно отметить. И снимали мы всегда дублей по 20, так что к концу тех съемок на мне живого места не было, избивал меня постоянно. А когда-то чуть не покалечил меня. Снимали сцену, когда мой герой пьяный вползает на четвереньках в гостиницу. Но совершенно по-настоящему пьяным на эти съемки пришел Жерар. Он умудрился несколько раз наступить мне на руку, зажевывал текст. Вместо «Носильщик багажа» у него получалось: «Брыдильщик носижа», и в результате режиссер не выдержал: «Депардье, вы что, пьяны?» А он ответил: «Конечно же, нет!». Но после того как Жерар несколько раз не смог попасть в двери, съемку пришлось перенести. Есть и еще один забавный эпизод, который мы любим вспоминать. Мы были на презентации одного нашего фильма. Приехали ночью в гостиницу, открыли бутылку вина, оказалось мало, а уже была глубокая ночь. В гостинице ресторан был закрыт, мы отправились в ближайший ночной магазин. А нужно сказать, что мы оба были на пике популярности, и когда мы зашли в этот магазинчик, девочка продавщица от удивления визжала несколько минут, а потом упала без чувств.

— А какие сложные сцены были у вас?

— Когда снимали «Укол зонтиком», там был такой трюк — нужно было пролезть под огромным ковром, как змея, эту сцену снимали огромное количество раз. Ковер был какой-то пыльный, я постоянно чихал. Там вообще была забавная история. В этом фильме не хотел сниматься, но потом увидел, что все съемки будут на курорте — в Сан-Тропе, и я соблазнился. Подписали контракт, началась работа, и вдруг нам объявили: все будет сниматься в Париже, так дешевле. В результате мы в павильоне все снимали, и только два дня — на курорте. Было несколько сцен интересных, когда снимали «Высокого блондина», я там чуть не выпал с пятого этажа — подвела декорация.

— Когда вы поступали на актерские курсы, могли предположить, что станете всемирно популярным?

— Нет, что вы! Я об этом только мечтал. А мои преподаватели на курсах даже не верили, что меня возьмут даже в провинциальный театр играть. Дело в том, что я был очень застенчивым молодым человеком, эта застенчивость заставляла меня заикаться. Иногда это было совершенно не к месту, могло случиться во время репетиции сложного монолога. В будущем эта застенчивость, легкое заикание и моя особая пластика помогли создать неповторимый образ. Но у меня был непростой путь, родители не хотели, чтобы я становился актером, они видели во мне юриста или банкира. Приходилось постоянно доказывать, что я правильно выбрал путь. Сначала стажировался в Национальном театре, потом придумывал небольшие скетчи, ставил смешные танцы. А потом было много разных фильмов, но настоящая известность пришла ко мне только после сорока. Мы сняли «Игрушку». Я очень хорошо помню, как после премьеры фильма я проходил таможню в одном из французских аэропортов, ждал свой багаж, и ко мне стали подбегать люди и просить автограф, они меня окружили, мне даже страшно стало. Тогда я понял — знаменит.

— Вы вместе с режиссером Франсисом Вебером написали сценарий «Игрушки», чья была идея?

— Как-то Франсис наблюдал сцену у витрины, как богатые родители покупали ребенку все, на что он показывал пальцем. Тогда он и стал развивать эту тему, сначала был небольшой рассказ, потом выписали диалоги, некоторые сцены. Мы очень легко работали. Фабрис Греко, мальчик, который играл Эрика, случайно попал в фильм, его родители работали в киноиндустрии, он пришел к ним как-то на съемки, и там его увидел режиссер. Оказалось, что Фабриса просто обожает камера, он совершенно свободно себя чувствовал. И был очень трудолюбивым, мог один эпизод часами репетировать без перерыва.

— Кстати, а как сложилась его судьба, вы общаетесь?

— Мы все думали, что он станет актером, но Фабрис увлекся математикой и больше в кино не снимался. Он — инженер-программист, растит дочь. С прессой не общается.

— А каким было ваше детство, помните военные годы?

— Конечно. Два эпизода особо ярко врезались в память. Война только началась, но о ней очень много говорили. Мы с матерью тогда жили в маленькой деревушке на юге Франции. И вот представьте картину: стою я возле дороги, подъезжает ко мне мотоцикл, тогда я впервые в жизни увидел немцев. Они — в форме, подошли ко мне и подарили шоколадку. А когда мотоцикл скрылся из виду, ко мне подбежала очень испуганная мама, вырвала из рук шоколадку и выбросила. Я думаю, она боялась, что сладость отравлена. Второй эпизод случился в Париже, когда война практически заканчивалась, я жил у тети. Мы с братом как-то придумали игру: из окна второго этажа спускали на веревочке такую палочку и водили ею над головами прохожих, не задевая их. Но по дурному закону подлости, мы заигрались, и наша игрушка сбила фуражку с немецкого офицера. Он поднялся на второй этаж, тетя открыла дверь, говорил офицер не повышая голоса, но было видно, что он очень зол. Когда моя тетка закрыла наконец за ним дверь, то грохнулась в обморок.

— Вы никогда не хотели сняться в фильме о войне?

— Возможно, но все нужно вовремя делать. Есть один комик, итальянец Роберто Бениньи, вот он снялся в замечательной военной картине — «Жизнь прекрасна». Получилось смешно и одновременно хочется плакать.

— Правда, что в юности были влюблены в Марину Влади?

— Да, мне было 16 и от ее игры я приходил в восторг. Обожал эту женщину. Потом узнал, что она уехала в Россию к актеру Владимиру Высоцкому. Вся страна следила за этим романом. С Влади мы встречались несколько раз — изумительная женщина, но мы не друзья.

— Господин Ришар, на фестивале в Харькове вас постоянно сопровождает жена Сейла, давно вместе?

— Уже 14 лет. Мы, к слову, познакомились на вилле у Милен Демонжо. Меня представили, а Сейла никак не отреагировала, она, оказывается не признала во мне актера. Просто Сейла из Бразилии, а там французское кино не так популярно, как в Европе. Она видела всего один фильм со мной. Вот это меня очень поразило. Потом мы начали общаться, она не знала французского, я плохо говорил по-английски, но, как видите, это не стало преградой отношениям.

— Как восприняли вас родственники в Бразилии?

— Теща очень хорошо принимала, у нее дом возле океана. Мы прекрасно общаемся. Ездим с Сейлой в Бразилию отдыхать несколько раз в год. Там очень хорошо и меня никто не узнает. Я свободно передвигаюсь, хожу на фестивали. Бразилия, наверное, единственное место на земле, где меня никто не знает.

— Сыновья стали музыкантами, вы пытались переубедить их?

— Скорее нет, я просто вспомнил, как мои собственные родители не хотели, чтобы я становился актером, у нас были скандалы, в результате мне пришлось уйти из дома, сбежать в Париж. Своим сыновьям я постарался максимально объяснить, что труд музыканта очень сложный. Это же нестабильность, постоянные творческие метания, они послушали и согласились со мной. Кажется, у них что-то получается, они много гастролируют не только во Франции, но и за ее пределами. Мы с женой иногда бываем на их концертах ¬— поддерживаем по мере сил.

— Вы уже давно дедушка, времени на внуков хватает?

— Могу сказать, что дедушка из меня лучше, чем папа. Моему старшему внуку — 22, он радует. Хочет стать актером, как и я. Самому младшему — 3. Но все равно Сейла с внуками возится больше, чем я, и часто шутит: «Я никогда не была мамой, но зато я шестикратная бабушка!»

— На какие романтические поступки вас вдохновляет жена?

— Могу часами ею любоваться, забыв обо всем на свете.

— Вы представляете у нас свой винный бутик. Почему решили заняться винным делом?

— Это мне друг Депардье посоветовал, он сам давно в этом деле. Но я ничего сам не делаю, в детстве любил наблюдать, как производится вино, а сейчас только контролирую этот бизнес. И когда приходит время смешивать разные сорта винограда, пробовать эти смеси — то я тоже подключаюсь. И вы знаете, я разрываюсь, как актер всегда говорю, только бы не было дождя, а как винодел думаю, только бы дождь пошел.

— А еще вы пишете песни, выпустили три диска...

— Давно уже этим не занимаюсь. Просто не запоминаю тексты этих песен, учу и тут же забываю, а если серьезно, то это просто не мое оказалось.

— Вы хорошо разбираетесь в русской литературе, есть любимые писатели, герои?

— Очень люблю Чехова. Перечитал все пьесы, много прозы. Уже давно вынашиваю мечту поставить в театре «Дядю Ваню» и сыграть главную роль. Но хочу быть к этому готовым полностью, чувствовать, что смогу сделать этот образ ярким, настоящим, пока такой уверенности нет. В молодости мне нравились персонажи Тургенева, у него много сюжетов в сельской местности, в лесах, и эта тема мне близка, я сам родился в такой глуши. Люблю вашего киевлянина Булгакова. Он же из Киева? Я знаю. Может, сделаю экранизацию «Собачьего сердца».

— Хотите сыграть профессора Преображенского?

— Нет, нет... Собаку.

В ЖЕНАХ У «НЕДОТЕПЫ С ЗОЛОТЫМИ КУДРЯМИ» — АКТРИСЫ И МОДЕЛИ

Имя: Пьер Ришар
Родился: 16.08.1934 Валансьен (Франция)
Карьера: актер, режиссер, основатель компании «Фиделин фильм»

Пьер Ришар (полное имя Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей) родился в богатой семье потомственных аристократов. Воспитывался у деда на севере Франции. С детства интересовался театром, но родственники считали увлечения ребенка чем-то несерьезным. Поэтому родной дом покинул с большим скандалом, уехав поступать на драматические курсы Шарля Дюллена. В театре он терпел неудачи одну за другой, на кусок хлеба приходилось зарабатывать танцами в кабаре и небольшими сценками. Первая заметная роль в кино у Ришара состоялась только к 33-м годам. Его пригласил режиссер Ив Робер в картину «Блаженный Александр». Успеха лента не имела, но для Ришара она стала судьбоносной — его заметили кинопродюсеры и главное Ив Робер. Позже он напишет специально для Ришара сценарий фильма о высоком блондине. После этих ролей окончательно формируется знаменитый образ милого недотепы с золотыми кудрями, который прославит актера на весь мир. Среди самых известных фильмов актера: «Невезучие», «Папаши», «Высокий блондин в черном ботинке», «Игрушка». В конце 1980-х годов Ришар организовывает собственную студию «Фиделин фильм». В 1990-х приезжает несколько раз в Россию и Грузию, даже снимается в фильме грузинского режиссера Наны Джорджадзе в комедии «Тысяча и один рецепт из меню влюбленного повара». За роль в этом фильме на Каннском кинофестивале был удостоен звания «Лучший актер». Снимается также в российском сериале «Парижане», в котором Ришару досталась роль старого учителя французского языка. Пьер Ришар был женат четыре раза. Первой женой актера была балерина парижской «Гранд Опера», у них родилось двое сыновей. Оба они музыканты — один саксофонист, другой — контрабаcист. После развода с первой женой Ришар выбрал в подруги актрису Мюриэль Дюбрюль. Третьей женой Ришара была марокканка Айша (на 34 года моложе Пьера). Четвертая жена Ришара — бразильская топ-модель Сейла, которую актер с нежностью называет «моя бразильянка», — младше актера на 25 лет.