Анонс завлекал, мелькали экспрессивные кадры, проникновенный Алексей Неклюдов - голос Первого канала густым баритоном обещал шедевр нового кинематографа о войне: фильм "Туман", премьера Первого канала в честь юбилея Победы! Мы сделали все дела, заранее выгуляли собаку и, взяв пульт в руки, приготовились наслаждаться. Правда, благостные ожидания были несколько подпорчены тем, что создатели фильма, видимо, не найдя лучшего решения, решили позаимствовать главный сюжетный поворот из другого недавнего фильма - "Мы из будущего". Ну, ладно там, думали мы, не будем мелочными. Может, на этот раз получилось что-то еще более увлекательное...
И вот начинается кино. Обычная российская часть на учениях, густой запах гуталина и подгорелой каши, грязные подворотнички и толстый и настырный старший лейтенант, который, распекая своих подчиненных за недостаточную физическую подготовку, говорит, что до части 6,5 километров, а до обеда 45 минут. В общем, если бегом, то можно успеть. Побежали. Тут одному из солдат в приходит в голову мысль, что можно часть пути подъехать по трассе на попутке. Захватив этой идеей двух товарищей они выходят на трассу. Единственными, кто решился их подвезти (и то, увидев автомат) оказался шофер автобуса, в котором ехали ветераны...
Вечером того же дня этот шофер приходит в часть жаловаться командиру на то, что из-за того, что солдаты попросили сделать крюк, ветераны опоздали на торжество на 10 минут. Выстроив часть, полковник водит шофера вдоль строя и тот узнает злыдней. Полковник, в качестве кары на следующий день приказывает провинившемуся отделению совершить в полной выкладке пробежку до стрельбища. И вновь одному из солдат приходит в голову мысль срезать, и в этот раз через болота. Вот тут и появляется тот туман, что и дал название фильму. И сила этого тумана в том, что где-то в нем прячется дыра во времени. Так что с переходом в другое время авторы решили не мудрить: вошли в туман сегодня - вышли в 1941 году. Чем это обусловлено, не объясняется, только сказано, что тут коровы пропадают (видимо, конфискуются оккупантами), и бабка одна пропала. Общее настроение такое, что где-то неподалеку еще должна жить собака Баскервилей, которую откармливает на беду сэра Генри негодяй Стэплтон.
Дальше идет по накатанной другими фильмами дорожке. Ребята оказываются в незнакомой местности, о которой на карте ничего не сообщается. Тут, как раз вовремя, появляются немцы на мотоциклах, увидев которых наши солдатики решают, что где-то снимается фильм. Но немцы не, сомневаясь ни секунды, стреляют в наших героев, смертельно ранив упитанного лейтенанта. Просто удивительно, почему они решили, что это красноармейцы, хотя солдатики были в камуфляже, в фуражках, а на шевроне у них красовался флаг, который тогда еще считался флагом РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Думается, такая форма больше бы подходила врагам Советской власти, желающим свергнуть большевиков. И воевали бы они на немецкой стороне. Но немцы не думали, а сразу стали стрелять. Думаю, этот поворот нужен был авторам, чтобы герои поняли, что это война и все на самом деле. Далее начинается сюжет, в котором масса неувязок и ляпов замазывается толстым слоем патриотизма. Наши герои, словно следуя сюжету песенки о 10 негритятах начинает погибать один за другим в различных ситуациях, и чаще всего по глупости. Такое ощущение, что дома мозги им забыли вставить, а товарищи командиры еще не успели.
И кто они, наши герои? Образы их очерчены более чем схематично. Один - сугубый бабник, другой знает немецкий, третий - футболист, четвертый - рыбак, пятый - опущенный, которого заставляли в части таскать говно, шестой знает хорошо оружие... И так далее, этой одной чертой их характеры и ограничены, и гибнут они, чаще всего согласно своему увлечению. Не понятно, правда, где происходит действие, у авторов на этот счет, по-моему, тоже не очень ясные представления. Главное - есть лес, немцы, партизаны, болота и туман. В этом антураже приходилось оправдывать все действия героев, хотя это, чаще всего, удавалось с трудом. Главной целью пришлось сделать борьбу за то, чтобы в руки немецких инженеров не попал автомат Калашникова. Это волшебное оружие могло переломить ход войны не в нашу пользу. Правда, результаты уже давно известны, но, видимо, подразумевалось, что возможен альтернативный исход (привет фильму "Назад в будущее").
Больше всего было интересно, как же авторы выпутаются из своего сюжета, чем оправдают гибель героев в нынешнем времени. Как оказалось, особенно они не мудрили. Последний персонаж, оставшийся в живых, ушел в туман и вышел к своему отделению, которое живое и здоровое стояло перед полковником и получало от него дыню за нерасторопность. Как вся эта фантасмагория объяснилась? А никак! Авторы утруждаться на стали. То ли решили, что мы и так умные - поймем, то ли держат нас за дураков, которым и объяснять нечего.
Фильм отнял у нас больше 2-х часов жизни и взамен не дал ничего, кроме сожаления о нашей глупости. Это время можно было потратить с большей пользой.
|