Дуэт Кавун-Машков ещё четыре года назад на самом гребне волны всеобщего увлечения «нашим новым кино» запомнился каждому киноману ироничным пассажем про «а теперь ещё мир спасать», намекая на то, что самое интересное — впереди. Но впереди ничего не было — точнее, был очередной сериал Кавуна, а между тем увлечение русскими блокбастерами сперва сменилось недоумением, а после и откровенным раздражением, потому что обещания раз за разом не сбывались, вместо прорыва установилось болото разной степени убыточности, православный артхаус для толстых да невмиручий камедиклаб. Именно на фоне этой безнадёги с пилением бабла продюсеру Тодоровскому случилось выпускать безбожно затянувший с выходом второй фильм Андрея Кавуна, тут вам и на редкость неудачное появление Балуева в «Запрещённой реальности», и запропавший с радаров со времён «Домового» Машков, и надолго застрявший в сериалостроении Панин.
Да и согласитесь, сам сюжетный извод афганско-патриотического характера со времён «Девятой роты» ещё не успел растерять эдакого привкуса фальши, за «патриотизьм» на экране вообще такими темпами скоро будут давать в морду. Что касается Кавуна, да, на него по-прежнему была надежда, но сколько раз за последнее время мы с вами становились свидетелями, как очередной «надёжа и опора» каждого отечественного синефила однажды давал такого петуха, что аж уши закладывало. Да ещё и сопровождая оного петуха пафосными интервью о том, как его все травят и не понимают высокопатриотической «идеи нахожусь».
В общем, в кино было идти страшно. Что выйдет из «Кандагара», понять было решительно невозможно. Оставалось скрестить пальцы и устраивать своеобразное свидание вслепую, в котором главное — заранее подготовленные пути отхода. Впрочем, последнее, к счастью, не понадобилось.
Итак, 1995 год, российский грузовой самолёт с экипажем в пять человек совершает рейс из Турции в Афганистан, но по дороге борт принудительно сажают на контролируемой талибами территории, экипаж попадает в плен и начинается длившаяся больше года эпопея вызволения пилотов, которая заканчивается угоном собственного самолёта и возвращением на родину.
По сути, это такая своеобразная робинзониада, только вокруг бородатые люди с автоматами, и до берега океана идти очень долго. И, как и всякая робинзониада, история Кавуна — это небольшой эпизод пленения вначале и эпизод побега в конце, несколько аллюзий на фильм «Экипаж», а между ними — длинный альбом обрывочных воспоминаний, выхватываемых без связи и разбору: вот пилоты играют в футбол, а вот от них требуют чтения Корана в обмен на медицинскую помощь, затем авиа-налёт, снова футбол, талибы борются за чистоту ислама, а заодно с инакомыслящими, какая-никакая помощь с «большой земли», игра в карты с местными, порванные семейные фотографии, рождение внучки, афганский друг-лётчик, который их и заставил сесть, взрыв гранаты, обучение местной полуграмотной молодёжи где в грузовом самолёте какая кнопка, наконец, просто нечастые и плохо заканчивающиеся прогулки по окрестностям и долгие взгляды на закат — где-то там остались родные, прежняя жизнь, которая неизвестно, вернётся ли когда-нибудь.
Судя по опубликованным в сети коллекциям кадров, в итоговый монтаж не вошло ещё столько же разнообразных эпизодов, полных и силы, и отчаяния, и просто отупляющего безразличия к собственной судьбе. Весь получившийся калейдоскоп не пытается проводить внутри себя какую-то логику в стиле «детство-отрочество-юность-в людях», это не роман возмужания и становления, большинству персонажей уже нечего добавить к своему жизненному опыту, можно только ждать, чем всё кончится. Такой подход начисто лишает фильм какой-либо морали и выспренности — да, пилоты герои, что выжили и сумели выбраться, но и только, режиссёр Кавун ограничивается этим малым, не срываясь в патетику патриотической агитки.
Не становится фильм и тем, что называется «большой драмой», поскольку все участники съёмочной группы вольно или невольно отказываются от любого макроязыка, останавливаясь на уровне отдельных эпизодов, где достаточно честного взгляда, не переигранной эмоции, звукорежиссуры и просто умения сыграть своего персонажа В «Кандагаре» всего оказалось в меру, а ведь именно разумной умеренности, как правило, и не хватает нашим любителям банальной, но зато отпедалированной морали или выспренных речей на фоне колоколов. Режиссёр и актёры просто рассказали нам историю бытового в общем-то героизма, без больших букв и пафосных речей. И этого оказалось достаточно.
|