В последнее время не стихают разговоры о патриотическом кино.
На всех уровнях обсуждается, насколько необходимы те отечественные фильмы, которые станут пробуждать в зрителе самые светлые чувства и настроения, укрепят дух и веру. Как важны те герои, на которых захочется быть похожими. Обозреватель "РГ" решила спросить у заслуженного артиста России Михаила Пореченкова его мнение.
Российская газета: Что такое в вашем понимании патриотическое кино? И нужно ли оно нам сейчас?
Михаил Пореченков: Отвечаю односложно: патриотическое кино нужно. Это - не обязательно военное кино. И не обязательно - о героических поступках наших земляков. Это - фильмы о людях, которые заняты своим делом, они просто живут в нашей с вами стране. Это - кино историческое, которое должно поднимать самосознание, закалять дух и воспитывать волю.
РГ: Вы снимались в фильмах, которые считаются лучшими образцами патриотического кино. Например, в "9 роте". А ведь до сих пор остались в живых реальные люди из настоящей девятой роты. Вы сталкивались после этой работы со зрительским мнением?
Пореченков: Да. Люди подходили и говорили: "Спасибо, что сделали такую картину". Я недавно пересматривал этот фильм - его повторяли на одном из центральных телеканалов. И я считаю, что это хорошая работа. При этом картина - не "ура патриотизм!", "мы лучше всех, сильнее, быстрее"... Она сильна по внутреннему наполнению, по мысли. Это серьезная работа Федора Сергеевича Бондарчука.
РГ: Свою роль в этом фильме - прапорщика Дыгало - вы делали с какого-то конкретного человека? У вас же большой опыт общения с военными.
Пореченков: Я практически кадровый военный. Мы сочиняли эту роль вместе с Федором Сергеевичем - придумывали такого человека.
РГ: У вас была такая ситуация, когда в один год вышло три фильма, где вы играли человека в форме. Я имею в виду ту же "9 роту", "Грозовые ворота" и "Солдатский декамерон". Взять ваши другие работы - Леха Николаев - главная роль в фильме "Агент национальной безопасности", штабс-капитан, артиллерист Виктор Мышлаевский - спектакль МХТ имени Чехова "Белая гвардия"...
Пореченков: Неважно, как твой герой одет. Важно, про что ты рассказываешь. Да я хоть всю жизнь буду играть людей в форме! Главное, какая у них судьба, что с ними происходит и что это за люди.
РГ: Когда вы, как режиссер и продюсер делали фильм "День Д", который называли российским "Коммандос", ставили перед собой задачу сделать патриотическое кино?
Пореченков: Патриотическое кино может быть любое. Фильм "День Д" говорит о том, что нельзя сдаваться. Нельзя прогибаться под самыми тяжелыми обстоятельствами, которые тебя придавили. Нужно всегда им сопротивляться.
РГ: Будет ли у вас еще фильм, где вы будете выступать в роли продюсера, режиссера и главного героя. Или вы не задумывались над такими проектами?
Пореченков: Может, будет картина, которую я стану снимать. Есть предложения. Но пока это - секрет.
РГ: В вас всегда прослеживается положительный герой. Когда, например, в "Ликвидации" ваш персонаж оказался в конце отрицательным, никто из зрителей до конца в это не поверил. Возмущались и возмущаются до сих пор - как раз сериал повторили по "России".
Пореченков: Мы делаем так, чтобы было интересно зрителю. Если он еще при этом и испытывает какие-то эмоции, то это прекрасно: мы достигли того, чего хотели. Мы с режиссером "Ликвидации" Сергеем Владимировичем Урсуляком специально это сделали. И раз уж такие бури эмоций вызвала эта роль, значит, мы все сделали правильно.
РГ: Сейчас с тем же режиссером - с Сергеем Урсуляком вы сделали роль графа Воронцова в фильме "Исаев". Тоже правильно? Были разные мнения. Например, говорили, что не может быть потомственный граф с таким рабоче-крестьянским лицом, как у вас.
Пореченков: А все считают, что граф должен выглядеть как Александр Ширвиндт или как Валентин Гафт? Нет! Если посмотреть старые фотографии, то увидите: графья разные бывают. Лицо может быть любое. Главное - какое наполнение. Если люди, которые так говорят, читали Чехова, то Тузенбах тоже не был красавцем, однако был графом. Поэтому лицо - это не самое главное. Главное - поступок - то, что человек делает, и какой он внутри. Ведь в "Исаеве" все остальные герои приспособились. А граф Воронцов - не смог. А он - как железобетонный столб, который не свернуть. Он тайну нес, хранил ее, за что его все и ненавидели. Были созданы такие организации, как НКВД, КГБ, только для того, чтобы уничтожить людей, которые эту тайну несли. Это они - такие люди - разрушили тот строй, который существовал 70 лет. Ни революционные восстания, ни лозунги, а люди, которые несли с собой по жизни самую важную тайну. Как граф Воронцов.фильмография
Самые известные фильмы Михаила Пореченкова
"Улицы разбитых фонарей", "Агент национальной безопасности", "Бандитский Петербург", "Спецназ", "Особенности национальной политики", "Солдатский декамерон", "9 рота", "Жара", "День Д", "Обитаемый остров", "Ликвидация", "Исаев"
судьба 9 рота в жизни и в кино
"На высоте 3234 нас никто не забывал. Нас потом, на Родине некоторые забыть пытались", - считает гвардии сержант Андрей Кузнецов.
Двадцать один год назад, незадолго до Рождества, в штаб 345-го отдельного воздушно-десантного полка, дислоцированного на территории аэропорта афганского города Баграм, пришел приказ обеспечить охрану саперного полка. Саперам предстояло разминировать дорогу, ведущую в провинцию Хост. По планам командования, именно по этому маршруту, как и англичанам сто лет назад, советским войскам предстояло покинуть воюющий Афганистан.
Командир 345-го полка Валерий Востротин принял решение выделить для выполнения боевой задачи 9 роту. Полковник Востротин знал - "парнокопытные", так называли десантников за огромные рюкзаки и многокилометровые марши по горам, выполнят приказ. И постараются остаться в живых. Как 9 рота выполнила приказ в 1979 г., когда ее командир - лейтенант Востротин входил в Афган, знает теперь вся страна. После работы саперов "парнокопытные" должны были закрепиться на господствующей высоте 3234 и охранять двигающиеся по дороге колонны танков и тяжелой техники, перебросить которые самолетами из Баграма в Хост было попросту невозможно.
"До той ночи на высоте сидели уже недели две, - рассказывает консультант фильма "9 рота" и участник описываемых событий Андрей Кузнецов. - Несколько суток без еды (ее выкинули из рюкзаков, чтобы было полегче на высоту три с лишним тысячи метров подниматься). Но самое мучительное - без воды. Справились". А потом начался бой. Против измученных десантников шел "Черный аист" - пакистанский спецназ: тренированные профессиональные солдаты, отлично экипированные и отдохнувшие.
"Помощь вышла сразу. Но ночью на высоту три с лишним тысячи метров быстро подняться невозможно. Авиация в таком деле тоже не помощник, - продолжает Андрей Кузнецов,- вот мы и вызвали огонь артиллерии на себя. Потом, уже утром, когда подошло подкрепление, поняли: от нашей позиции до пакистанцев кое-где было метров 10-12. В крови были все. Кого - пулями, кого - просто осколками камней посекло. Из всей роты половина осталась.
Мы в горах не знали, что дома делается. А вернулся я как в другую страну. Нас не в Афгане, нас на Родине забыли. "Мы вас туда не посылали", - вот и весь ответ был от новых начальников. Жизнь нас здорово раскидала. Кого - вверх, кого - вниз, да об самое дно. Тогда и решили объединиться. Дмитрий Барановский, тоже парень из нашей роты, наш командир - генерал-полковник Валерий Александрович Востротин, организовали московское отделение "Боевого братства". Повседневная работа - на Дмитрии Барановском. Он все семьи погибших ребят знает. И помогает им по-настоящему, без всякой рекламы. Кстати, кино снимать про Девятую роту - это они с Искандером Галиевым придумали. И фильм сделали хороший, по-моему. Жизненный.
Барановский ведь и в жизни такой - справедливый, не терпит подлости и предательства. По-моему, это и называется патриотизмом."
|