Продюсер "Белой гвардии": потом возьмусь за "Сталинград"

Александр Роднянский, генеральный продюсер многосерийного фильма «Белая гвардия», который сейчас снимают в Киеве, рассказал «КП», почему обратился именно к этому произведению Булгакова.

Почему телевидение опасно для людей и почему они с Федором Бондарчуком взялись за новый проект - «Сталинград»

«ХАБЕНСКИЙ В СЛУЧАЙНЫХ РОЛЯХ НЕ СНИМАЕТСЯ»

- Александр Ефимович, почему все же «Белая гвардия»?

- Потому что подобные романы перечитываются и переосмысливаются каждым новым поколением.

- Вы уверены, что молодое поколение и сейчас это читает?

- Хочется надеяться. Я сейчас меньше всего хотел бы говорить о том, что наша задача - просвещать. Очевидно, для многих это будет первая встреча с книгой. Но мы выбрали роман Булгакова, потому что это необычайно сильная и объемная история. Банально говорить, что он сегодня актуален, но ведь в том и есть достоинство классики, что ее адаптировать не нужно. «Белая гвардия» звучит сегодня и современно, и глубоко.

- В череде «мыльных» сериалов «Белая гвардия» будет выглядеть белой вороной, но это, может, и к лучшему - не одной же «Кармелитой» жить...

- Мне кажется, «Белая гвардия» как раз выигрывает на фоне облегченного контента нынешних сериалов. Я за то, чтобы телевидение было максимально разнообразным и увлекательным, но четко осознаю, что сегодня оно создает ложное представление о мире и жизни у огромного количества людей.

Телевидение упрощает мир. А потом люди, вооруженные простой моделью мира, выходят на улицы и действуют в соответствии с этой моделью. Эти действия, как правило, неэффективны и неудачны, в худших случаях приводят и к трагическим последствиям.

Культура - инструмент, предохраняющий человека от зверства, и в этом смысле такие книжки, как «Белая гвардия», - неотъемлемый атрибут культурного инструментария.

- Вас не смущает, что набор актерских фамилий в титрах последние годы переходит из фильма в фильм, практически не меняясь?

- Нет. Во-первых, не из фильма в фильм. Хабенский, к примеру, снимался не очень много, но просто никогда не снимался случайно. Поэтому вы его и знаете. Также и Гармаш, Бондарчук, Серебряков, Пореченков - отличные актеры. При этом в фильме много дебютантов. Они играют роли Николки, Лариосика, Аннушки, Ирины Най-Турс...

Но и среди главных героев есть очень неожиданные решения. Если Хабенский с Пореченковым играют многими ожидаемые роли Турбина и Мышлаевского - потому что до этого играли их в театре, - то Стычкин, например, необычнейший Карась. Очень неожиданный Дятлов в роли Шервинского.

- Слышала, что вы собираетесь делать и полнометражную версию...

- Если удастся из десяти сериальных часов убедительно сделать два, то мы это сделаем.

«КИНО - ВСЕГДА ОПАСНАЯ ИГРА»

- Одна из последних ваших продюсерских работ - фильм режиссера Александра Миндадзе «В субботу» об аварии на Чернобыльской АЭС, вошедший в конкурс предстоящего кинофестиваля Берлинале. Вы довольны этим фильмом?

- Даже горд. Как человек, много раз побывавший на Берлинале в разных качествах, считаю, что эта картина уместна для столь важного фестиваля, не потому что она о Чернобыле, а потому что «В субботу» - очень талантливая, эмоциональная, радикально снятая картина... Основные продюсеры фильма - я, Сергей Мелькумов (с которым мы делаем вместе очень много - и фильм Звягинцева, и несколько американских фильмов) и Матиас Эше, директор «Бавария-фильм».

Я давно хотел снять о Чернобыле. Как-то мы с Федором Бондарчуком даже приступали к проекту. А потом появился Миндадзе - и все получилось.

- А представьте, если на Берлинале этот фильм победит. Какой стране приписывать победу?

- Победу стоит приписывать только Миндадзе. Ничего хуже не придумаешь, чем делить авторство.

- Что касается Федора Бондарчука, слышала, вы запустили с ним фильм «Сталинград»?

- Да, это международный проект, очень большая картина, как говорится, постановочный колосс. Правда, кошмарно сложный. Но мы же не умеем делать мелких проектов.

- После провала «Утомленных солнцем. Противостояние» не боитесь браться за эпохальную картину о войне?

- Конечно, боимся. Но между идеями этих картин большая разница. Мы не хотим делать картину историческую, идеологическую и пропагандистскую. Мы хотим сделать эмоциональную человеческую историю, которая сможет зажечь и вызвать сопереживание в первую очередь у молодой аудитории. Это ближе, надеюсь, к Майклу Бэю (режиссер фильма «Перл-Харбор»), чем к Никите Михалкову. Такое будет современное высокотехнологическое зрелище.

Это международный кастинг с тремя большими звездами. У нас композитор Анджело Бадаламенти (автор музыки к «Твин Пикс» и другим фильмам Дэвида Линча. - Ред.). 3D делает та же группа, которая делала «Аватар».

- Но никакая команда звезд не гарантирует стопроцентной защиты от провала...

- Конечно, нет. Кино - всегда опасная игра. Попробуем рискнуть, но точно не в том направлении, куда пошли «Утомленные солнцем-2» и «Брестская крепость».

- А хватит ли у кажущегося сегодня глянцевым Федора Бондарчука сердца для этого фильма?

- Ну вы что! Это абсолютно его картина. В его семейной традиции война и истории вокруг войны имеют огромное значение. Не только потому, что его отец снял фильм «Они сражались за Родину». Федор по характеру такой: мужские истории дружбы, смерти, самопожертвования, любви в последнюю секунду - это его темы. Не случайно у Бондарчука первым фильмом получилась именно «9 рота». В любом случае я всегда его любил, и мне интересно с ним работать.