"Король говорит!" стал, пожалуй, главным кинособытием года в Голливуде - эта чисто английская лента собрала просто невероятное количество наград от всевозможных гильдий и ассоциаций, завершив свое победоносное шествие 12 номинациями на "Оскар". При этом фильм представлен в категориях "Лучший фильм", "Лучший актер" (Колин Ферт), "Лучший актер второго плана" (Джеффри Раш), "Лучшая актриса второго плана" (Хелен-Бонэм Картер) и "Лучший режиссер" (Том Хупер).
Если честно, то подобный успех "Короля" в США вызывает удивление. Выбор темы, англо-австралийская команда актеров, в качестве режиссера британец Хупер, до этого работавший преимущественно на телевидении, и финансовая поддержка со стороны Британского киносовета (UK Film Council - своего рода аналог российского Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии) - все это указывало на то, что фильм сделан британцами и для британцев.
Судите сами. Во-первых, Хупер выбрал для своего повествования не просто неторопливый темп - даже по меркам независимого американского кино лента движется с черепашьей скоростью. В результате краткое описание событий, произошедших за 118 минут экранного времени, выглядит так: принц, а впоследствии король Георг VI пытается избавиться от заикания и в конце концов почти справляется с задачей. При этом визуальный ряд картины наполнен большим количеством общих планов (особенно, отчего-то, Хуперу нравится снимать Колина Ферта на фоне драных обоев) и сценами прогулок Георга по разного рода коридорам и улицам (чего стоит, например, неспешная прогулка короля до балкона Букингемского дворца в самом конце картины).
Во-вторых, в ленте присутствует лишь самый-самый минимум информации об историческом контексте сюжета. Вероятно, подразумевается, что зритель и так знаком со всеми хитросплетениями внешней и внутренней политики Британской империи 30-х годов прошлого века. Аудитории сообщается, что, мол, есть престарелый король, а у него - два сына. Старший (Гай Пирс), которому суждено стать монархом крупнейшей в мире империи, - безответственный балбес и повеса, которому лишь бы встречаться со своей американской подругой Уоллис Симпсон. Тот, что помладше, герцог Йоркский, заика, но зато настоящий "королевский материал". Однажды старший решает-таки жениться на разведенной Уоллис и из-за этого, несмотря на поддержку населения страны, вынужден отречься от престола в пользу брата.
Понятно, что дефицит информации в картине намеренный: Хупер снимает картину об очень конкретной вещи, о борьбе будущего Георга VI с самим собой, а вовсе не стремится высказаться по каждому острому историческому вопросу того бурного периода (даже такому, как симпатия, которую некоторые представители королевской семьи питали по отношению к Адольфу Гитлеру). Вместе с тем, знание исторической действительности, без сомнения, добавляет фильму совершенно неожиданные обертона. Например, возникает желание сравнить причины, по которым оба принца не слишком рады перспективе собственного восшествия на трон: один из-за этого не сможет быть с любимой женщиной (к слову, говорят, что Уоллис Симпсон дружила-таки с нацистами), в то время как другой понимает всю тяжесть ответственности, лежащей на плечах монарха. Ну или хотя бы оценить заочную словесную дуэль короля-заики и словоохотливого фюрера.
Наконец, в-третьих, до самого конца ленты Хуперу мастерски удается сохранить уважительную дистанцию между главным героем и аудиторией. Даже о собственном нелегком детстве герцог Йоркский говорит не с жалостью (и эпизод этот жалости у зрителя не вызывает), а исключительно с досадой, мол, такая вот штука мешает мне выполнять возложенные на меня королевские обязанности. Подобное отношение в Голливуде характерно разве что к ролям американских президентов, да и то - далеко не всех.
Внимательный просмотр картины, однако, позволяет понять, чем же лента так сразила академиков и членов разного рода гильдий. Дело в том, что перед нами - классическая история преодоления самого себя, где вместо какого-нибудь боксера выступает король, который борется с заиканием, а побеждает собственные страхи. Этот посыл картины подчеркивается, в частности, симметричной структурой повествования: в начале и в конце главный герой сталкивается с одним и тем же испытанием (выступление на публике), причем сначала он с ним не справляется, а во второй раз выходит победителем. Дополнительных очков картине добавляет, конечно, и тот факт, что она - как-никак - основана на реальных событиях.
Все это, вместе с отличной игрой отличных актеров (особенно хорош Джеффри Раш в роли нагловатого и нахрапистого австралийского специалиста по дефектам речи), не оставляет сомнений, что свою долю "Оскаров" картина, конечно, соберет. Единственное, что пока неясно - это какие именно статуэтки достанутся фильму Хупера.
|