Разговор о том, как порой неадекватно реагируют посетители портала KinoZal.Ru на мнение критика, уже вёлся при обсуждении рецензий на фильмы «Властелин колец: Братство кольца» и «Властелин колец: Две крепости», а также в связи с опросом на тему «Что хуже: колдовство в «Гарри Поттере» или путаная мифология во «Властелине колец»?». Вот и сейчас, стоило лишь откликнуться негативно на ленту «Матрица: Перезагрузка», как сразу же в ответ посыпались предложения немедленно бросить критическое ремесло и пойти в мойщики автомашин. Впрочем, и в случае с отрицательным отзывом в статье «А король-то голый» на «Русский ковчег» Александра Сокурова тоже последовал от одной из читательниц совет «КМ-щикам» срочно уволить хулителя этого культового режиссёра. Что лишний раз доказывает: в едином порыве агрессивного неприятия иной точки зрения закономерно смыкаются любители массового кинозрелища, коим, безусловно, является «Матрица» братьев Вачовски, и редкие поклонники арт-хаусных произведений Сокурова.
Тут имеют значение только культовость самих творцов и якобы избраннический характер их посланий человечеству, независимо от того, сколько людей воспримут данные идеи: миллионы зрителей по всему миру или отдельные интеллектуалы. Но и те, и другие обожатели моментально сплачиваются в своей будто бы благородной борьбе со всеми, кто посмеет косо посмотреть в сторону объекта восхищения, не говоря уже о намерении подвергнуть его какому-либо сомнению. Пощады не жди и на попытку понимания не рассчитывай! Получишь обратно по полной программе, так что мало не покажется! Узнаешь о том, что «сам дурак», вдобавок продавшийся «за тридцать сребреников», чтобы специально обругать всеобщих любимцев и таким образом поднять посещаемость своего портала.
Кстати, в последнем есть определённый резон, поскольку рецензии на обе серии «Властелина колец» и «Матрицы» действительно оказались наиболее популярными. Хотя тон рецензирования на самом-то деле абсолютно не важен - и любой отклик на упомянутые картины вызвал бы интерес у их приверженцев. Но в то же время трудно уразуметь, почему некоторые одержимо рыщут по всему Интернету в поисках отзывов на любимые творения, чтобы потом с целью намеренного унижения присвоить тебе, как критику, второе место с конца по степени гадливости того, что вообще сочинено о данном фильме. В таком поведении читателей-зрителей содержится немалая доля мазохизма, трансформирующегося в своеобразный садизм, когда подвергается резкому охаиванию наконец-то найденный виновник испытанных оскорблений. И на нём вымещается вся человеческая злость, включая личные обиды и социальный гнев из-за творящихся в мире мелких неприятностей и больших несправедливостей.
Несмотря на то, что мы уже второе десятилетие живём за пределами советской общественной системы, даже молодое поколение, представители которого преимущественно являются пользователями Сети, так и не избавилось от комплексов «типичного совка», склонного жаловаться, возмущаться, доносить и требовать принятия жёстких мер по отношению к тому, кто думает, говорит и пишет не так, как мы (между прочим, никто из них никогда не заявит: «Не так, как я»). Вместо того, чтобы принять к сведению наличие другого мнения, которое абсолютно ничего не решает (в отличие от прежних времён, когда ругательная критика могла повлечь за собой прямое наказание для художника), а тем более не запрещает ценителям культа по-прежнему восторгаться своим мессией, они кричат раздражённо и с пеной рта, желая осуществления скоропостижного возмездия. Инакомыслие всё ещё остаётся преступлением в глазах тех, кто не терпит существования плюрализма ни в чём, включая искусство, где, как давно известно, «на вкус и цвет товарища нет». И за всего лишь частным соображением профессионального зрителя, каковым именно и следует считать критика, с подозрением видится тайный умысел подлого гонителя всего прекрасного или просто желчный характер недовольного жизнью неудачника.
Подумать же о том, что другому человеку заурядно может не понравиться всем нам нравящееся, нет у подобных идолопоклонников никакого желания. Кто не с нами - тот против нас. Ату его!
|