В уходящем году киноиндустрия опять усадила миллионы зрителей в кресла кинотеатров. Как показывает неумолимая статистика, мы, слава богу, несмотря на подорожание гречки и утечки WikiLeaks, по-прежнему верны магии кино. Обозреватели Interfax.ru, даже находясь на почтительном расстоянии друг от друга, буквально не сговариваясь, при выборе лучших пяти фильмов 2010 г. почему-то обошли вниманием крупные проекты вроде "Социальной сети" Дэвида Финчера, "Начала" Кристофера Нолана и "Острова проклятых" Мартина Скорсезе.
Почему так вышло в этом году, мы затрудняемся ответить. И вот они наши 15, или около того, самых-самых.
Пять фильмов, которые выбрал обозреватель Артем Ушан
"Одинокий мужчина" Тома Форда. Долго и безуспешно пытавшийся реализовать свои идеи в области кино, главный дизайнер дома Gucci Том Форд в конце концов снял фильм на свои собственные деньги. И доказал всем, кто в него не верил, что те ошибались. "Одинокий мужчина" оказался настолько красив, как внешне, так и внутренне, что его без особых размышлений сразу же взяли в конкурс Венецианского фестиваля.
"Воображариум доктора Парнаса" Терри Гиллиама. Отчасти автобиографичная лента режиссера Гиллиама стала последней работой для актера Хита Леджера. Искусство в очередной раз притворилось реальной жизнью, создав тем самым необычный шедевр, кино из разряда тех, что должны продолжаться бесконечно.
"Пипец" Мэттью Вона. Экранизация неполиткорректных комиксов Марка Миллара, выполненная Мэттью Воном, получилась самым интересным высказыванием в этом году в супергеройском дискурсе. Конкуренцию "Пипцу" в ближайшее время может составить лишь "Зеленый шершень" Мишеля Гондри, который выйдет на экраны в следующем месяце.
"Изумительный" Паоло Соррентино. Не самый сейчас популярный жанр политического фильма в руках Соррентино обрел новую жизнь и второе дыхание. История жизни Джулио Андреотти, семь сроков продержавшегося на посту премьер-министра Италии, получила приз жюри в Каннах еще два года назад, но на российские экраны вышла только в этом году.
"Я прихожу с дождем" Трана Ан Хунга. Предпоследний фильм вьетнамца Трана (последняя его работа - "Норвежский лес" по роману Мураками - сейчас выходит в кино) это красивый визуальный коллаж, озвученный абстрактными пост-роковыми мелодиям, про поиск американским детективом в Гонконге нового Мессии. Сходство с ранним Вонгом Кар-Ваем вселяет в нас надежду, что вакантное место, оставленное китайским режиссером, кто-то, наконец, займет.
Полина Грибовская назвала пятерку своих фаворитов.
В этом году у нас выпустили "Дорогу" Джона Хиллкоута. Австралийский режиссер рассказывает историю выживания отца и сына, оставшихся одними из немногих, кто не "обканнибалился" в новых условиях жизни на нашей бедствующей планете. Весь фильм они идут по пути, который неведом даже самому отцу.
Понятно, что такой сценарий имеет мало шансов на заветный хэппиэнд, но оно, как говорится, и к лучшему. Сурового «робинзона» играет многоуважаемый Вигго Мортенсен, а уязвимого мальчика Коди Смит-МакФи, которого немного позже взяли на одну из главных ролей в спорный ремейк вампирского "Впусти меня", вышедшего тоже, кстати, в этом году В начале года известная нетривиальным подходом к прокату компания "Вольга" выпустила разнузданную и ужасно романтичную "Душевную кухню" Фатиха Акина. На этом месте пришел черед встрепенуться не только поклонникам творчества жизнелюбивого гамбургского турка.
В "Кухне" неудачник Казанзакис изящно и без оглядки вместе со своими друзьями и непутевыми родственниками на собственном примере рисует, как можно "весело и вкусно" выжить, открыв идейную забегаловку в районе промзоны одного из узнаваемых европейских городов.Дальше я бы обязательно упомянула "Вход в пустоту" мрачного парня Гаспара Ноэ, выступившего на этот раз в роли магистра психоделии. Воспоминания о "японских каникулах" брата и сестры укачивали меня еще долгое время после просмотра.
На условное третье место вместе со "Входом в пустоту" я бы определила роскошный дебют Тома Форда, более безупречной и поэтичной картины, тут я единодушна с Артемом Ушаном, чем "Одинокий мужчина", мы в этом году не видели. Форд своей попыткой помирил этику с эстетикой и, кажется, даже возвысил вторую.В забеге "веселое и страшное-2010" ведут и выигрывают "Пираньи 3D" Александра Ажа и "Последнее и изгнание дьявола" Даниэля Штамма.
Не могу объяснить, почему ощущения от этих двух картин у меня такие схожие, но обе они почему-то доставляют удовольствие какого-то одного порядка. Наверное, потому что они довольно искренне и уважительно "реверансят" приснопамятным сюжетам известных кинотем. Замыкают мою подрастянувшуюся "пятерку" почти авторемейк Тодда Солондза "Жизнь в военное время", в котором он собирает своих героев из запоминающегося "Счастья", и безжалостно сталкивает их по новой с убийственной абсурдностью человеческого существования, и новый последний фильм Софии Копполы "Где-то", который, тоже, если разобраться, почти об этом, только рассказывает обо всем в ином субъективном и, что уж говорить, довольно приятном и более "съедобном" виде, в виде рассказа об отношениях безответственного голливудского отца-прощелыги и его трогательной принцессы дочери.
Пять лучших фильмов обозначил обозреватель Сергей Сычев
Последний канатоходец Армении (Арман Ерицян) Я очень долго ждал новой работы Ерицяна после того, как одна за другой его картины "Под открытым небом" и "Привет, Феллини!" начали свое шествие по сердцам и рассудкам любителей кино. Через несколько лет молчания мы видим фильм европейского масштаба (и на европейские же деньги - для европейского проката), в котором эпичность сочетается с характерным для Ерицяна влюбленным вниманием к своим героям.
Счастье мое (Сергей Лозница). Чудо состояло в том, что я этот фильм смотрел со своего телефона в автобусе, абсолютно не представляя, о чем он. Думал, что через десять минут спокойно засну и продолжу просмотр через пару дней. И неожиданно досмотрел фильм до конца, даже, кажется, с разинутым ртом. Никак не ожидал от вечно отстраненного Лозницы увидеть такую честную и неравнодушную картину, в которой слишком много боли, чтобы быть воспринятой всеми. Метафорика фильма стала раскрываться позже и все равно не затмила первоначального восторга на чисто эмоциональном уровне.
Мачо на досуге (Мика Ронкайнен). Финский фильм о самой неудачливой команде регби в стране настолько совершенно сделан, что от него невозможно оторваться. Здоровые мужики каждую свою жизненную катастрофу переживают как повод сходить в сауну и отпустить пару самоироничных колкостей. Этому фильму мы на фестивале "Флаэртиана" дали приз ФИПРЕССИ за многогранное изображение жизни простых людей.
Doors. When You're Strange (Том ди Чилло). Так редко в наше время можно увидеть хороший фильм про рок-звезду! Без говорящих голов, без истерики, с виртуозным монтажом и драматургическими находками. Чего стоит только начальная сцена, в которой Джим Моррисон садится в машину, включает радио, а там передают сообщение о том, что его нашли мертвым в его парижской ванне. Несколько уступая классическим фильмам Пеннебейкера, Мэйслесов и Лернера, в свою эпоху фильм ди Чилло смотрится очень достойно.
Мамонт (Лукас Мудиссон). Еще одна неожиданность - фильм от Мудиссона, построенный так, будто его снял Иньярриту. Даже Гаэль Гарсиа Берналь в нем играет одну из главных ролей. В "Мамонте" самое важное - это ощущение того, что все герои очень положительные люди, и тем не менее вся их жизнь постепенно разваливается. Мысль о том, что просто быть прекрасным человеком еще не достаточно, - это для секуляризованного Запада неожиданно глубоко, не говоря уже о Мудиссоне, которого трудно назвать моралистом.
|