С четвертого раза у Тимура Бекмамбетова наконец получилось сделать истинно российский новогодний фильм, в котором сконцентрированы главные общественные чаяния последних лет. В «Елках» представлены практически все социальные и возрастные страты, и все они весь фильм пытаются дозвониться до президента России. Многомиллионная Россия готовится встретить 2011 год, сообщает зрителю закадровый голос Константина Хабенского. Юную воспитанницу калининградского детдома, уличенную в наглой лжи (девочка, начитавшись «Комсомольской правды», выдавала себя за дочь президента Медведева), спасет от позора только одно: если ее мнимый отец в новогоднем обращении произнесет кодовые слова «На Деда Мороза надейся, а сам не плошай».
Друг маленькой лгуньи, тоже детдомовец Вова Орешкин, берется помочь. Объясняя в популярной форме теорию шести рукопожатий, по которой до президента можно достучаться через шесть персон, Вова запускает этот конвейер.
Первым в цепочке окажется студент из Казани, который по скайпу врет новой знакомой, что живет на Кубе. Потом будет сноубордист, который врет, что катался с Путиным на одном склоне, потом— брошенная невеста, которая врет подругам, что счастлива и без мужика, и так далее. Параллельно с этим слегка сама по себе разворачивается история, в которой Иван Ургант с Сергеем Светлаковым делят женщину за шкаликом коньяка.
Так Вовина цепочка пройдет по Перми, Уфе, Новосибирску, Красноярску и даже Якутску, закончив свой путь в столице у кремлевских стен.
Новый год с оливье и президентом
На первый взгляд эта история вроде бы о том, что всеобщая ложь во имя добра оказывается вознагражденной. Безусловно, создателям «Елок» удался предновогодний хаос, порождающий лукавство и даже мелкие правонарушения, а также ощущение гармонии, воцаряющейся вместе с обращением президента. Можно сказать, что идеолог, продюсер и один из режиссеров фильма Тимур Бекмамбетов, объединив всю страну новогодним обращением, узрел, так сказать, в самый корень. Пока режиссеры Хотиненко и Бортко ищут национальную идею в исторических сражениях, Бекмамбетов предлагает самую народную и очевидную— Новый год с оливье и президентом.
По сути же фильм получился о другом. С «Елками» Тимур Бекмамбетов, кажется, окончательно стал медиатором общественных настроений в России. Сюжет картины, в которой каждый герой, вопреки часовым поясам, пытается связаться с президентом, чтобы тот передал привет маленькой девочке, прекрасно иллюстрирует высказывание музыканта Юры Шевчука, относящееся к политической верхушке. Еще немного, сказал тогда Шевчук, и главу правительства уже будут спрашивать, с какой стороны разбить яйцо, чтобы пожарить яичницу. Другими словами, в воздухе витает какое-то светлое понимание— стоит достучаться до верхов власти, и все будет хорошо. Рынду пришлют.
Новогоднее кино
Идея новогоднего фильма «Елки» пришла в голову Тимуру Бекмамбетову во время прошлогоднего промо-тура «Черной молнии», охватившего десяток российских городов. Смена часовых поясов, лиц и архитектуры подсказала Бекмамбетову, что сейчас самое время делать народное кино, действие которого бы происходило по всей России. В итоге сюжет «Елок» разворачивается в 11 российских городах, повествуя истории самых разных людей— от детдомовцев до помощника президента. В новогодней картине, съемки которой шли в разгар жары 2010 года, снялись известные актеры и медийные лица— Сергей Гармаш, Артур Смольянинов, Вера Брежнева, Иван Ургант. В кадре также появляется и президент Дмитрий Медведев. Режиссерами стали шесть человек, включая самого Бекмамбетова. На декабрь 2011 года уже намечена премьера продолжения «Елок».
На задах мировой культуры
В «Елках» Бекмамбетов не только нащупал самое главное в современной российской действительности. Он еще обрел, наконец, какую-то самобытность.
Путь к этому был не близкий. После «Дневного дозора», когда Бекмамбетова стали считать Дедом Морозом от кино, у которого вместо мешка с подарками— бобина с очередным новогодним блокбастером, он топтался на чужих территориях. То выезжая за счет славы бессмертной «Иронии судьбы», то перенося в местные широты «супермена» на летающей «Победе».
Сегодняшнее обретение Бекмамбетовым собственного «я» перекликается с нащупыванием главного нерва общественной жизни— продюсер и режиссер растворился не только в общественных настроениях, но и в массовой культуре. И в этой массовости, как ни пародоксально, и заключается его отличительная черта. Фокус, который проделывает в «Елках» Тимур Бекмамбетов, получается благодаря его удивительной способности адаптировать и адаптироваться. Создается впечатление, что даже сюжетный двигатель— шесть рукопожатий— Бекмамбетов подсмотрел у Гонсалеса Иньярриту в его «Вавилоне».
Пусть чисто художественно русское кино сейчас— на задах мировой культуры, как говорил вечная «жертва» Валя у Кирилла Серебренникова, но зато тут самые популярные лица, самые понятные сюжеты, самый главный гарант— не только Конституции, но и спокойствия.
|