Россияне любят ходить в кино. Доказательством этого служат финансовые отчетности кинотеатров - только за первое полугодие 2010 года доходы киновидеозрелищных организаций (именно так в официальных документах именуются кинотеатры) выросли на 29 процентов. Однако значительная часть денег (от 30 до 50 процентов), если верить чиновникам из Минкультуры, таинственным образом исчезает на пути к этой самой официальной отчетности. Именно на борьбу с этим недугом прокатной системы нацелено новое постановление правительства.
Новая система
О введении электронного билета в кино заговорили еще в октябре 2009 года. Тогда в кратчайшие сроки, буквально за три месяца, планировалось создать универсальную государственную систему учета продаж билетов. Ничего из этого, разумеется не вышло, да и выйти не могло - у прокатных сетей просто не было ресурсов для осуществления подобного проекта в столь сжатые сроки, ведь государство поспешило переложить все расходы по созданию сети на самих прокатчиков.
Новое постановление "О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах" от 18 октября 2010 года выглядит гораздо более реалистичным. Итак, предполагается, что в ближайшем будущем (точные сроки в самом документе не указаны) Минкультуры утвердит некие технические требования к новой системе: железо, софт, средства защиты. После этого видеозрелищные организации будут регистрироваться в качестве клиентов в специальной принадлежащей все тому же Министерству культуры системе - от них потребуется название, организационно-правовая форма, местонахождение, регистрационный номер и ИНН.
Зарегистрировавшись в системе, компания будет предоставлять информацию о каждом проданном билете. Набор информации стандартный и не сильно отличается от того, который указывается на продаваемых обычному посетителю бумажных билетах - название сеанса, название фильмов (если в сеанс входит несколько картин), прокатное удостоверение демонстрируемого кино, номер зала, ряд, место, цена и сведения о скидке на билет, если таковая была. Предоставлять информацию надо оперативно, обновляя данные не реже одного раза в час. То есть раз в час кинотеатр должен сообщать государству о всех билетах, проданных со времени предыдущего обновления.
Что же государство намерено делать с этими данными? Согласно правилам, собранная информация "является общедоступной и размещается на специальном сайте, создаваемом оператором единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" (правда, подробные "побилетные" данные будут предоставлять не всем). Обновлять эту информацию планируется примерно раз в неделю.
Уместно заметить, что ничего особенного государство от кинотеатров не требует - все данные, за исключением номера прокатного удостоверения (который можно узнать на сайте Минкультуры), кинотеатр и так собирает в процессе печати билета. В свою очередь никаких личных данных от самого посетителя кинотеатра не требуется.
Плюсы и минусы
С точки зрения теории, конечно, данная система является очень полезной, ведь она преследует благую цель - упорядочить финансовые потоки на кинорынке. Этот вопрос тем более актуален, что, по разным подсчетам, отечественный прокат входит в пятерку крупнейших в мире - например, самые прибыльные (по количеству дохода с одного экрана) 3D-кинотеатры сети IMAX располагаются именно в России. Сейчас из-за серости значительной части финансовых потоков весь этот рынок является не особо привлекательным для инвесторов.
Кроме этого, наконец, появится надежный и оперативный источник информации о работе рынка, которой прокатчикам, равно как и студиям, продающим фильмы, не хватает. Например, сайт BoxOfficeMojo обновляет статистику по сборам в США всех фильмов в базе каждый день, а точные результаты сборов за уикенд становятся известны уже вечером в воскресенье. В свою очередь, российские сборы, публикуемые, например, журналом "Бюллетень кинопрокатчика" на сутки позже (то есть вечером в понедельник), являются всего лишь оценками, предоставленными дистрибьюторами картины или сторонними компаниями. Собрать окончательные данные удается лишь к концу недели.
Однако минусов у данной системы гораздо больше, чем плюсов. Главная трудность - система пока существует только на бумаге. Разумеется, когда дело дойдет до практической реализации, выяснится, что большинство баз данных киносетей с предлагаемым государственным форматом просто несовместимы. В результате, будущие пользователи будут вынуждены купить, внедрить и обеспечить обслуживание совершенно новых систем. Все это, надо полагать, будет стоит недешево.
Другая трудность чуть менее очевидна. В законе имеется вот такой пункт: "Демонстратор фильмов вправе предоставлять информацию оператору единой информационной системы самостоятельно или через третьих лиц в соответствии с договором оказания услуг." Кто эти третьи лица, однако, не уточняется. Что мешает этим третьим лицам укрывать доходы так же, как делают это сейчас, по заверению государства, сети - не очень понятно.
Наконец, третья проблема заключается в том, что создание подобной системы, упорядочив российский кинорынок, в некотором смысле изолирует его от мирового. Поясним на примере. В США (да и в мире) функции, которые государство хочет взвалить на еще не существующую сеть, осуществляют частные компании, крупнейшей из которых является Rentrak. Последняя, например, собирает информацию с кинотеатров (свыше 35 тысяч экранов только в США) и продает ее крупным студиям, которые хотят знать о сборах собственных фильмов, причем делает это почти в реальном времени.
Разумеется, чтобы подобные компании укоренились на отечественном рынке, им просто необходимо работать с местными клиентами - в частности, российскими дистрибьюторами и производителями кинопродукции. Однако наличие государственной структуры, дублирующей по сути функции компаний наподобие Rentrak, может просто отпугнуть этих торговцев данными от отечественного рынка.
Чего ждать
Итак, выводы напрашиваются пока не самые утешительные. Российский кинорынок продолжает расти, количество кинотеатров увеличивается, однако все эти процессы пока не являются подконтрольными государству. Используя чуть менее агрессивные методы, государство вполне могло бы создать рынок, где компании наподобие Rentrak выступали бы продавцами собранной информации (гарантируя качество данных), а государство - лишь одним из покупателей.
Вместо этого Минкультуры создает еще один механизм государственного регулирования в системе, которая и так довольно строго (в теории) контролируется законодательством. Остается только гадать, куда приведет отечественный кинорынок новая реформа.
|