На апрель 2011 года намечена премьера нового российского "комиксного" боевика по «Шпионскому роману» Бориса Акунина.
Вот что писала полгода назад «Комсомолка» о съемках фильма.
БОНДАРЧУК МЕЧТАЕТ СБРИТЬ ЧЕКИСТСКИЕ УСЫ
Вхожу в павильон «Мосфильма» и оказываюсь в советских интерьерах первой половины XX века. Действие «Шпиона» разворачивается незадолго до начала Великой Отечественной.
Но киношная обстановка будет сильно отличаться от того, что было в реальности. В кабинете майора Октябрьского, главы секретного отдела НКВД и наставника начинающего чекиста Дорина, на первый взгляд исторически точно - дисковый телефонный аппарат, дубовый шкаф, на вешалках висят советские мундиры. Но поднимаю голову к потолку - а там красочное панно, на котором большими буквами выложено - СССР. А дверь в кабинете Октябрьского мало того что автоматически раздвигается перед входящим, так еще и выполнена в форме пятиконечной красной звезды. Прототип товарища Октябрьского сильно бы удивился такому дизайнерскому решению...
Пока я разглядывал эти художества, нарисовался товарищ Октябрьский - Федор Бондарчук. В сапогах, галифе, щеголеватом мундире болотного цвета и с чудовищными черными усами.
- Ребята, это будет крутое кино! - немедленно похвалился Бондарчук. - Уже два месяца хожу на работу как на праздник. Давно такого не было.
Конечно, давно. Его собственный режиссерский проект по Акунину - «Азазель» - буксует с прошлого года. В отличие от «Шпиона», который снимает студия Никиты Михалкова «ТриТэ» по заказу телеканала «Россия 1». Так что видный режиссер Бондарчук работает теперь актером у режиссера-дебютанта Алексея Андрианова, на счету которого лишь несколько короткометражек.
- Ваши новые усы... Вы так и по улице ходите? Или это грим?
Федор делает большие скорбные глаза:
- Усы заколебали! Никакого грима, пришлось отрастить такие, какие носили перед войной. Последний съемочный день у меня 1 июля, и я очень жду его по одной причине - именно тогда мне можно будет их сбрить. А так бы снимался еще и еще.
НА МЕСТЕ РЕЙХСТАГА ПОСТАВИЛИ СТАРИННЫЙ ЗАМОК...
- Федор, а почему такие веселенькие декорации придуманы для кабинета на Лубянке?
- Так мы же снимаем настоящий комикс. Реальность будет серьезно переделана. Вот, скажем, мундир, который вы на мне видите, вышел из употребления в 38-м году. Но мы нарочно оставили именно его, потому что он очень стильный. Один из героев, Вассер (см. «О чем фильм». - Ред.), у нас будет летать - не сам, конечно, а с помощью специальных приспособлений. У Дорина тоже будут кое-какие примочки.
Оказывается, акунинская Москва 41-го в фильме превратится в аналог Готэм-сити из фильмов про Бэтмена. В небе над городом будут парить дирижабли, на улицах появятся стереоскопические телевизоры. На месте храма Христа Спасителя в кино расположится гигантский Дворец Советов с 20-метровой статуей Ленина на крыше - сталинский проект, который в конце 30-х начали было строить, но так и не закончили. Достанется и Берлину - на место рейхстага мастера спецэффектов поставят зловещий средневековый замок. «Чтобы сразу было видно - вот это обитель зла», - объясняет мне кто-то из участников съемочной группы. Чувствуется, что с литературным первоисточником создатели фильма готовы обойтись весьма вольно - Акунин все-таки не Толстой или Достоевский, чтобы публика растерзала режиссера и продюсера за малейшее несоответствие деталям романа. Я хотел было возмутиться, а потом подумал - а сами акунинские бестселлеры разве не комиксы по сути?
Борис Акунин пока еще ничего этого не видел. Он написал свой вариант сценария, который режиссер тут же переписал. Но говорят, что со всеми изменениями автор согласился.
...А ТВЕРСКУЮ СНИМАЛИ В МИНСКЕ
В день, когда я пришел на «Мосфильм», снимали, как герой Бондарчука бреется, одевается и собирается ехать в Кремль к Сталину.
- А кто будет играть Сталина? - интересуюсь.
- Кстати, Сталин у нас кто? - поворачивается Федор к режиссеру Андрианову.
- Пока не знаю, Максим Суханов в последний момент отказался... - разводит тот руками.
- Может, Кваше предложить?
Андрианов жмет плечами.
Роль Сталина (как и Гитлера) в «Шпионе» эпизодическая, максимум два съемочных дня. Так что до конца съемок (то есть до июля - августа) актера, конечно, найдут. Но все равно удивительно, что никто не нервничает.
Мне показывают несколько уже отснятых и смонтированных эпизодов. На экране компьютера - панорама Тверской.
- Похожа?
- Ну да...
- А все снято в Минске! - Режиссер радуется как ребенок. - В Москве слишком много рекламы и новодела, от которого пришлось бы потом очищать картинку. Мы решили, что гораздо проще дорисовать с помощью компьютерной графики Кремль, а вместо главной московской улицы снять минский проспект Независимости, который почти не изменился с советских времен.
О чем фильм
Москва, первая половина 1941 года. Немецкий шпион Вассер, просочившийся в советскую разведку, с помощью своих агентов пытается убедить руководство Союза, что гитлеровская Германия не планирует нападать на СССР. У НКВД другие данные, но партийная верхушка склонна доверять завербованным шпионам внутри страны. Задача майора Октябрьского и начинающего агента Егора Дорина - вывести Вассера на чистую воду. Но для этого нужно еще понять, кто из их окружения - двойной агент. В романе это сделать удается, но слишком поздно - СССР вступает в войну неподготовленным и в первый год терпит чувствительные поражения.
В ТЕМУ
Кто сыграет главного героя
Шустрого молодого человека Егора Дорина (по книге - потомка Эраста Фандорина), попавшего на службу в НКВД, сыграет Данила Козловский, ставший известным после выхода фильма «Мы из будущего».
- Данилу я знаю давно, в свое время даже пробовал его на главную роль в «Обитаемом острове», - объяснил Федор Бондарчук. - Но тогда не сложилось. Зато теперь мы общаемся даже за пределами съемочной площадки. У нас похожие персонажи в фильме: у каждого есть двойное дно. Дорин вроде бы из простого люда, но в то же время гены-то у него аристократические. С Октябрьским - то же самое. До революции он носил фамилию Романов, на минуточку. Оба пережили две эпохи, две жизни. И это тоже надо отыгрывать, несмотря на комиксовую стилистику фильма.
|