Не бывший в России целых 20 лет режиссер Оливье Ассаяс так засмотрелся вокруг, что прошел мимо кинотеатра. В Москву он приехал сразу после Каннского кинофестиваля. Там он - там один из завсегдатаев.
Кажется, Ассаяс ожидал от журналистов неприятный вопрос о кризисе кино, в чем так упрекали нынешние Канны. "Братья Люмьер изобрели не только кинематограф, но и кризис кинематографа. И, знаете, с тех пор, как я начал снимать, все говорят о кризисе кино. Но это приятное тонизирующее чувство, это как будто ты находишься на краю пропасти. А что касается Каннского фестиваля, то это ведь не срез всего кинематографа, это просто срез фильмов, которые готовы к определенной дате", - рассказал режиссер.
У Ассаяса в Москве ретроспектива - четыре фильма, непохожие, будто созданные разными людьми. Один из последних - "Летнее время" - он сам, большой знаток азиатского кино, называет своим самым восточным фильмом. Вроде бы, классическая французская семья, одну из ролей играет Жюльетт Бинош, еще один каннский лауреат этого года. Здесь она непривычная - блондинка. Как после смерти матери быть с домом и коллекцией живописи? И что важнее в этом наследстве - деньги или память?
В "Очищении", почти рок-н-рольной картине Ассаяса, снялась еще одна признанная Каннами актриса, гонконгская звезда Мэгги Чун - бывшая муза и жена режиссера. Ее героиня пытается бросить наркотики, начать новую жизнь, но получилось, что новая жизнь у Ассаяса и Чун началась после съемок - в реальности. Это была роль, скроенная специально для нее, человеком, который увидел ее изнутри и почувствовал те границы, которые она может освоить, отношения у нас на площадке были очень ровные, очень спокойные, тогда как на самом деле мы находились на стадии развода, и отношения личные у нас были непростые", - признался Оливье Ассаяс.
Известная во Франции документалист Клэр Симон в Москву привезла фильм "Офис Бога" - так она называет Центр планирования семьи. Мо ее мнению, там тоже вершатся судьбы. Фильм художественный, документальным его сделать не получилось бы. Ведь в Центр люди приходят анонимно, и их лица невозможно показать. "Когда я увидела воочию, как работают эти центры планирования семьи, то была под впечатлением. Захотелось рассказать о женщинах, которые туда приходят, об их историях, о связях между поколениями, о свободе выбора. Но мне кажется, что у нас в Европе и у вас в России об этой свободе разные представления", - рассказала Клэр Симон.
За неделю в Москве покажут фильмы, которые во Франции любят, режиссеров, которых там знают. В России многие из них почти не известны. Офисный триллер Николя Клотца "Человеческий фактор" - с еще одним триумфатором нынешних Канн Матьё Амальриком. "Крыши Парижа" от родившегося в Ираке, но живущего во Франции режиссера Хинера Салеема, и "Первый встречный" знаменитого Жака Дуайона. "Первый встречный" - фильм, даже в названии которого, кажется, присутствует та самая французская легкость. Российские дистрибюторы эти картины не закупили, они не появятся в прокате, и увидеть их можно только на таких вот неделях французского кино.
|